Учебный план 1-4 классы АООП НОО с ЗПР вариант 7.2 на 2023-2024 учебный год

2

Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность
обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
-на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает

3

нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) - 5 лет (1-й
дополнительный, 1 - 4 классы); обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели.
Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть
уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
- «Русский язык и литературное чтение»;
- «Иностранный язык»;
- «Математика и информатика»;
- «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»;
- «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Искусство»;
- «Технология»;
- «Физическая культура» (Адаптивная).
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» был отклонен родителями
по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся 1-4 классов ЗПР вариант 7.2. и заменен на предмет «Физическая
культура».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:

4

- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
Power Point, виртуальные путешествия);
- «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской
этики по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2023-2024 уч.г.
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»
(протокол родительского собрания от 04.04.2023).
В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности
интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения
непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом
образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ
СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
- В 3 - 4-х классах, учитывая психофизические особенности обучающихся с ЗПР
часть, 1 час распределен на дополнительное изучение предмета «Русский язык»
(протокол родительского собрания от 31.08.2023).
- В учебный план 2-3-х классов введен 1 час предмета «Иностранный язык»
(протокол родительского собрания от 31.08.2023).
- В учебный план 4-го класса введен 1 час предмета «Литературное чтение»
(протокол родительского собрания от 31.08.2023) (Приложение 1).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития
обучающихся и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных
занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную
деятельность по различным ее направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психолого-коррекционными) и
ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в

5

современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 №
992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся» МАОУ СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся ЗПР вариант 7.2. проводится начиная
со 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету.
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Класс Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
2
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
3
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение
4
Математика
Окружающий мир

Форма промежуточной аттестации
Периодичность
Контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа

1 раз в конце
учебного года

6

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Основы
религиозных
культур и светской этики

Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
По итогам текущей успеваемости

7

Приложение 1
Учебный план на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 1-4 классах (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
Учебные
Количество часов в неделю
Предметные области предметы
классы
1
1 доп. 2
3
4
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
4
4
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
3
Иностранный язык
Иностранный язык
1
1
(английский)
Математика и
Математика
4
4
4
4
4
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2
2
2
2
2
естествознание
Основы религиозных
Основы религиозных
1
культур и светской этики культур и светской этики
Музыка
1
1
1
1
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
Технология
Физическая культура

Все
го
23
19
2
20
10
1
5
5

Технология
1
Физическая культура
3
Итого: 21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Итого: 21
Внеурочная деятельность
6
Коррекционно-развивающие занятия

1
3
21

1
3
21

1
3
21

1
3
21

5
15
105

21

2
23

1
1
23

1
1
23

2
1
3
111

6

6

6

6

30

Ритмика

1

1
3
10
33

1
3
10
33

1

5
15
50
161

Направления внеурочной деятельности
Итого:
Всего:

1
3
10
31

3
10
31

3
10
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».