АООП НОО НОДА (6.1)

1. Общие положения

5

2.1. Целевой раздел

7

2.1.1

Пояснительная записка

7

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА
9
АООП НОО
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с НОДА 12
планируемых результатов освоения АООП НОО
2.2

Содержательный раздел
2.2.1

2.3

13

Направления и содержание программы коррекционной работы 14

Организационный раздел

14

2.3.1

Учебный план

14

2.3.2

Система условий реализации АООП НОО обучающихся с
НОДА

20

5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опопрно-двигательного аппарата
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(далееАООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся
с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности
их
психофизического
развития,
индивидуальные
возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО
для
обучающихся
с
НОДА
самостоятельно
разрабатывается
и
утверждается
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной
основнойобщеобразовательной программы начального общего образования
для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детейс
НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития
разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии
с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с
НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
к
созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
6

закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В
основу
формирования
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с НОДА положены следующие принципы:- принципы
государственной политики РФ в области образования 1 (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
1

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
7

- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
2.1 Целевой раздел
2.1.1.Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО - обеспечение планируемых результатов
по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим
положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его
уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же
календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и
по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как
и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу,
требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с
НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации в иных формах 2 . Эти специальные
условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям
обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2

8

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА
должны быть специально организованы в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь –
создание условий для реализации особых образовательных потребностей.
Основная образовательная Программа (требования к которой установлены
действующим
ФГОС),
обязательно
поддерживается
Программой
коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы.
Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой
частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с
НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной
работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования
обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном
варианте.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
•
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;
•
требуется введение в содержание обучения специальных разделов,
не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
•
необходимо использование специальных методов, приёмов и
средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и
ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей»
обучения;
9

•
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;
•
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в
сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает
необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Обучающиеся с НОДА — это дети, имеющие специфику двигательных
нарушений, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. На уровне начального общего
образования обучается на начало 2020-2021 учебного года 1 человек (1 а класс)
с НОДА – на домашнем обучении.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО3.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению«Медицинская коррекция и реабилитация »:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации.

3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

10

- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными
средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально
адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера,
заменители традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для
принятия решения в области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них,
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность
умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение
ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в
них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению:«Психологическая коррекция познавательных
процессов»
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
11

- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению«Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний
ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку
навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного
тонуса.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы
по
направлению:«Психологическая
коррекция
социальнопсихологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников,
имеющих общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
12

- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению«Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом
уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение
анализировать слова и предложения на лексикограмматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом
уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на
поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы,
необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в
Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в
разделе:
«Мероприятия
психолого-педагогической
реабилитации»,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
13

Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей
экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений
поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям,
соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в
условиях инклюзии:
•
адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
•
способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
•
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
•
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
•
осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;
•
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в
варианте 6.1. ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и
понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла),
характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в
условиях инклюзии.
2.2 Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий,
программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности,
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
НОДА, программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО4.
Структура АООП НОО предполагает введение программы
коррекционной работы
2.2.1 Направления и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА
соответствует структуре данного вида программы, представленной в ФГОС
начального общего образования.
4

Раздел III ФГОС НОО.
14

Устанавливаются обязательные направления коррекционной помощи
для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти
направления образуют структуру программы коррекционной работы,
дополняющей основную образовательную программу:
- медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА,
помимо организации
доступной среды, нуждаются в организации
специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6.1.
стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого
ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка
предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом.
2.3 Организационный раздел
2. 3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО5.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой
организационный компонент реализации образовательных программ
начального общего образования, отражает обязательность единого
образовательного пространства, обеспечивает доступность получения
качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
(АООП НОО).
Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ (вариант 6.1.)
определяется тем, что содержание образования детей с НОДА, особенно на
5

Раздел III ФГОС НОО.
15

начальном этапе, не идентично образовательной программе общего
образования.
Содержание
специального
образования
включает
фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную
работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 для детей с ОВЗ разработан для
осуществления образовательной деятельности для детей с НОДА (вариант
6.1.), достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4 классы). Одним из важнейших
условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
В 2021-2022 уч.г. учебный план по АООП НОО для обучающихся ОВЗ
разрабатывается для 1-4 классов.
В МАОУ СОШ №16 в 2021-2022 уч. г. обучается один учащийся с НОДА
(вариант 6.1.) (на домашнем обучении), способный усвоить ООП НОО,
полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений
по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4):
2 «А» класс – 1 обучающийся.
В соответствии с федеральными нормативными актами для
обучающихся с НОДА (вариант 6.1.) разрабатывается АООП НОО с учебным
планом, равноценным по объему нагрузки, составу и структуре обязательных
учебных предметов по годам обучения учебному плану основной группе
обучающихся, так как обучающиеся с нарушением данного типа и варианта
получают образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1
- 4 классы). Учебные занятия на дому для обучающегося с ОВЗ организуются
по 5-ти - дневной учебной неделе.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
является составной частью основной образовательной программы
образовательного учреждения, которую разрабатывает и утверждает
учреждение самостоятельно и включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и
основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют
ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ включает
обязательные предметные области. Обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
16

При этом выделяются дополнительные основные задачи реализации
содержания всех обязательных предметных областей для обучающихся с
НОДА.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
(русский язык и литературное чтение) направлена:
НОДА: на овладение грамотой, основными речевыми формами и
правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации,
способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью
пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих
возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному
самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
НОДА: на освоение обучающимися первоначальных лингвистических
представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и
письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического
кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
Предметная область «Математика и информатика» (математика)
направлена
НОДА: на овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением простых арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими
в различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий
мир) преследует цель
НОДА: формирования уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в
социуме. Развитие представлений об окружающем мире. Развитие
способности использовать сформированные представления о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
17

природных
и
климатических
условиях.
Развитие
активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром
живой и неживой природы.
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство,
музыка) связана
НОДА: с накоплением первоначальных впечатлений о разных видах
искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр и другие) и
получение доступного опыта художественного творчества. Освоение
культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование
стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие
опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений
разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и
некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации
обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных
видах искусства.
Предметная область «Технология» (технология) направлена
НОДА: на овладение основами трудовой деятельности, необходимой в
разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на
активное использование освоенных технологий и навыков для своего
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область Физическая культура (физическая культура)
направлена
НОДА: на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение
основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение
умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями
включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую
нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы,
18

быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Предметная область Физическая культура (физическая культура)
изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования
России от 30.08.2010 №889. Занятия по физической культуре проводятся в
строгом соответствии с группой здоровья (письмо Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
При организации, планировании и проведении уроков физической
культуры в МАОУ СОШ №16 не допускается сдваивание уроков физической
культуры и замены другими формами занятий и, в частности, занятиями в
спортивных секциях или внеурочными мероприятиями.
Часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с
ОВЗ;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся 2-х классов в соответствии с санитарногигиеническими требованиями отсутствует. При пятидневной учебной неделе
во 2,3,4 классах часы в части учебного плана НОО для детей с ОВЗ,
формируемая участниками образовательных отношений, также не
предусмотрены.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме
составляет до 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов
предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной
направленности, остальные - на коррекционно-развивающую область с учетом
возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Время, отводимое на внеурочную деятельность для обучающихся с НОДА по
варианту 6.1. составляет за четыре года обучения до 1350 часов.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по
годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их
суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15). Часы
внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной
деятельности, так и во время урочной деятельности. Часть содержания
19

программ внеурочной деятельности реализуется в дистанционном формате.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности,
реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований,
посещений театров, музеев.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение
развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков;
познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности
и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметнопрактической деятельности детей, осуществляются учителем через систему
специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий,
включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная
работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Коррекционная работа в классах (если это не домашеяя форма обучения)
проводится в виде фронтальных и индивидуально - групповых занятий;
продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются
учителем исходя из психофизических особенностей и возможностей,
эмоционального состояния детей.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное
соотношение, содержание самостоятельно определяется образовательной
организацией, исходя из психофизических особенностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА
на основе
рекомендаций ПМПК и ППк.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ
основной образовательной программы, состоящей из учебного плана
общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть,
формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для
проведения коррекционно-развивающих мероприятий, не превышает в
совокупности величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с
ОВЗ. Расписание индивидуальных занятий составляется вне сетки учебных
занятий.
Реализация данного учебного плана предоставит возможность
получения стандарта образования всеми учащимися, позволит достигнуть
целей образовательной программы школы, удовлетворит социальный заказ
родителей, образовательные запросы и познавательные интересы
обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ (варианты 6.1.).
20

Формы промежуточной аттестации учащихся осуществляются на основе
нормативного локального акта - «Положение о проведении промежуточной
аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в
МАОУ СОШ №16».
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся:
контрольные работы, тесты, диктанты, проверочные работы и др.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом
итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с НОДА для варианта
6.1. является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна
проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с
ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности
овладения содержанием АООП НОО производится на основании
положительной индивидуальной динамики.
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Школа укомплектована квалифицированными кадрами для реализации
АООП.
Уровень квалификации работников школы для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности и квалификационным категориям.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность
повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания
обучающихся с НОДА.
В штат специалистов ОО, реализующей вариант 6.1 АООП НОО
обучающихся с НОДА входят: учитель начальных классов, учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учителя –
предметники, учитель-дефектолог.
Педагоги, которые реализуют предметные области АООП НОО
обучающихся с НОДА (Вариант 6.1) в МАОУ СОШ №16, имеют высшее и
средне-специальное профессиональное образование по специальностям в
области «Начального образования» и «Педагогического образования». Для
этих категорий этой категории педагогических работников ОО необходимым
требованием является наличие переподготовки или курсов повышения
квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденные
21

дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о
повышении квалификации установленного образца (см. Таблицу 1).
№ п/п

ФИО педагога

должность

образование

КПК (ОВЗ)

1

Фомина Т.Н.

Учитель
начальных
классов

Высшее

Разработка
и
реализация
АООП
начального
образования для детей с ОВЗ,
детей-инвалидов,февраль2021 г.

2

Лапаева П.О.

Учитель
английского
языка

Средне
Специальные
знания,
способствующие
специальное
эффективной
реализации
ФГОС для обучающихся с
ОВЗ, декабрь -2020 г.

Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1),
имеют высшее профессиональное образование по специальностям
«Психология» и «Логопедия/Дефектология». На 01.09.2021 г. данная
категория специалистов прошла профессиональную переподготовку или
курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования,
подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или
удостоверением о повышении квалификации установленного образца. На
начало 2021-2022 уч.г 2 педагога полностью отвечают данным требованиям
(см. Таблицу 2).
№ п/п

ФИО педагога

должность

образование КПК (ОВЗ)

1

Емельянова Т.В.

Учительдефектолог,
учительлогопед

Высшее

Организация работы с
обучающимися с ОВЗ в
соответствии с ФГОС,
октябрь -2019 г.

2

Сметанина С.Ю.

Педагогпсихолог

Высшее

Разработка и реализация
АООП
начального
образования для детей с
ОВЗ,
детей-инвалидов,
март - 2020 г.

22

Руководящие работники (административный персонал) – заместитель
директора по учебной работе наряду с высшим профессиональным
педагогическим образованием имеет удостоверение КПК в области
инклюзивного образования (см. Таблицу 3).
№ п/п ФИО педагога
1

Санжаровская Е.И.

должность

образование КПК (ОВЗ)

Заместитель
Высшее
директора по УР

«Разработка
и
реализация АООП
начального
образования
для
детей с ОВЗ, детейинвалидов»,
г.
Пермь, АНО ДПО
«ОП
Каменный
город», 2021 г.

Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с НОДА
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
обучающимися с НОДА общедоступного и бесплатного образования за счет
средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных
организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 закона
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных
программ с учетом форм обучения, Федеральных государственных
требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой
формы реализации образовательных программ, образовательных технологий,
специальных условий получения образования обучающимися с НОДА,
обеспечения дополнительного образования педагогическим работникам,
23

обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья
обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Федеральным
законом особенностей организации и осуществления образовательной
деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением
образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с
образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное
не установлено настоящей статьей 9.
Финансирование программы коррекционной работы должно
осуществляться в объеме, предусмотренным законодательством.Финансовое
обеспечение в МАОУ СОШ №16 соответствует специфике кадровых
иматериально-технических условий, определенных для АООП НОО
обучающихся с НОДА.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает
образование, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, и в те же сроки обучения. Обучающемуся с НОДА
предоставляется государственная услуга по реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования, которая
адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при
разработке которой необходимо учитывать следующее:
• обязательное включение в структуру АООП НОО обучающегося с
НОДА программы коррекционной работы, что требует качественно особого
кадрового состава специалистов, реализующих АООП НОО;
• при необходимости предусматривается участие в образовательнокоррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего
персонала (ассистента, медицинских работников, необходимых для
сопровождения обучающегося с НОДА);
• создание специальных материально-технических условий для
реализации АООП НОО (специальные учебные пособия, специальное
оборудование,
специальные
технические
средства,
специальные
компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся
с НОДА.
При определении нормативных финансовых затрат на одного
обучающегося с НОДА на оказание государственной услуги учитываются
вышеперечисленные условия организации обучения ребенка с НОДА.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК в
соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями
реализации АООП НОО, требованиями к наполняемости классов в
соответствии с СанПиН.
24

•
Часть 2 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (В ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого
обучающегося с НОДА производится в большем объеме, чем финансирование
ООП НОО обучающихся, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.
Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на
соответствующий финансовый год определяются по формуле:
З iгу = НЗ iочр *ki, где
З iгу - нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги
на соответствующий финансовый год;
НЗ iочр _ нормативные затраты на оказание единицы i-той
государственной услуги образовательной организации на соответствующий
финансовый год;
Ki - объем i-той государственной услуги в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием.
Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной
услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год
определяются по формуле:
НЗ iочр= НЗ гу+ НЗ он , где
НЗ iочр - нормативные затраты на оказание единицы i-той
государственной услуги образовательной организации на соответствующий
финансовый год;
НЗ гу - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги;
НЗ он - нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги на соответствующий финансовый год, определяются
по формуле:
НЗ гу = НЗoтгу + НЗ jмp + НЗ jпп, где
НЗгу - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги на соответствующий финансовый год;
НЗomгy - нормативные затраты на оплату труда и начисления на
выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное
участие в оказании государственной услуги;
НЗ jмp - нормативные затраты на приобретение материальных ресурсов,
непосредственно потребляемых в процессе оказания государственной услуги,
в том числе затраты на учебники, учебные пособия, учебно-методические
25

материалы, специальное оборудование, специальные технические средства,
ассистивные устройства, специальные компьютерные программы и другие
средства обучения и воспитания по АООП типа j (в соответствии с
материально-техническими условиями с учетом специфики обучающихся);
НЗ jпп - нормативные прочие прямые затраты, непосредственно
связанные с оказанием государственной услуги, в том числе затраты на
приобретение расходных материалов, моющих средств, медикаментов и
перевязочных средств (в соответствии с материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j).
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на
выплаты по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех
работников, которые принимают непосредственное участие в оказании
соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический,
административно-управленческий и т.п. персонал не учитывается).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате труда рассчитываются как произведение средней стоимости единицы
времени персонала на количество единиц времени, необходимых для оказания
единицы государственной услуги, с учетом стимулирующих выплат за
результативность труда. Стоимость единицы времени персонала
рассчитывается исходя из действующей системы оплаты труда, с учетом
доплат и надбавок, установленных действующим законодательством,
районного коэффициента, установленных законодательством.
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со
стандартами качества оказания услуги рассчитываются как произведение
стоимости учебных материалов на их количество, необходимое для оказания
единицы государственной услуги (выполнения работ) и определяется по
видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта Российской
Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании
государственной услуги начального общего образования обучающихся с
НОДА:
•
реализация АООП НОО обучающихся с НОДА может
определяться по формуле:
НЗотгу = ЗП рег-1 * 12 * Ковз * К1 * К2 , где:
НЗотгу - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты
по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в
26

оказании государственной услуги по предоставлению начального общего
образования обучающимся с НОДА;
ЗП
– среднемесячная заработная плата в
экономик
соответствующего региона в предшествующем году,
руб./мес.;
12- количество месяцев в году;
KОВЗ – коэффициент, учитывающий специфику образовательной
программы или категорию обучающихся (при их наличии);
K1 – коэффициент страховых взносов на выплаты по оплате труда.
Значение коэффициента – 1,302;
K2
–
коэффициент,
учитывающий
применение
районных
коэффициентов, приравненных к ним местностях (при наличии данных
коэффициентов).
•
нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся
затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам,
непосредственно связанным с оказанием i-той государственной услуги, и к
нормативным затратам на содержание имущества.
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды
определяются по формуле:
НЗон= НЗ jотпп + НЗком + НЗ j пк + НЗ jни + НЗди + НЗвс + НЗ jтр +
НЗ jпр , где
НЗ jотпп - нормативные затраты на оплату труда и начисления на
выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают
непосредственного участия в оказании государственной услуги
(вспомогательного, технического, административно-управленческого и
прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги), в соответствии с кадровыми и материальнотехническими условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗ j пк – нормативные затраты на повышение квалификации и (или)
профессиональную переподготовку работников учреждения (в соответствии с
кадровыми условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа
j);нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением
нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание
имущества);
НЗ jни - нормативные затраты на содержание объектов недвижимого
имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления
или приобретенным организацией за счет средств, выделенных ей
учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого
27

имущества, находящегося у организации на основании договора аренды или
безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания
государственных услуг (далее - нормативные затраты на содержание
недвижимого имущества) в соответствии с кадровыми и материальнотехническими условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗди - нормативные затраты на содержание объектов особо ценного
движимого имущества, закрепленного за организацией за счет средств,
выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества (далее нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);
НЗвс - нормативные затраты на приобретение услуг связи;
НЗ jтр - нормативные затраты на приобретение транспортных услуг по
АООП типа j (в соответствии с кадровыми и материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся);
НЗ jпр - прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды по
АООП типа j (в соответствии с кадровыми и материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате труда работников организации, которые не принимают
непосредственного участия в оказании государственной услуги
(вспомогательного, технического, административно-управленческого и
прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги, включая ассистента, медицинских работников,
необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по
обслуживанию специальных технических средств и ассистивных устройств)
определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию,
утвержденному руководителем организации, с учетом действующей системы
оплаты труда в пределах фонда оплаты труда, установленного
образовательной организации учредителем.
Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг, в расчете на оказание единицы
соответствующей государственной услуги и включают в себя:
1) нормативные затраты на холодное водоснабжение и
водоотведение, ассенизацию, канализацию, вывоз жидких бытовых отходов
при отсутствии централизованной системы канализации;
2) нормативные затраты на горячее водоснабжение;
3)
нормативные затраты на потребление электрической энергии
(учитываются в размере 90 процентов от общего объема затрат потребления
электрической энергии);
28

4)
нормативные затраты на потребление тепловой энергии
(учитываются в размере 50 процентов от общего объема затрат на оплату
тепловой энергии). В случае, если организациями используется котельнопечное отопление, данные нормативные затраты не включаются в состав
коммунальных услуг.
Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются как
произведение норматива потребления коммунальных услуг, необходимых для
оказания единицы государственной услуги, на тариф, установленный на
соответствующий год.
Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества
включают в себя:
- нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной
сигнализации и противопожарной безопасности;
- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов
недвижимого имущества;
нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в
соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого
имущества.
Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной
сигнализации и противопожарной безопасности устанавливаются таким
образом,
чтобы
обеспечивать
покрытие
затрат,
связанных
с
функционированием установленных в организации средств и систем (системы
охранной сигнализации, системы пожарной сигнализации, первичных средств
пожаротушения).
Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий,
включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с санитарными
нормами и правилами, устанавливаются, исходя из необходимости покрытия
затрат, произведенных организацией в предыдущем отчетном периоде (году).
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования
обучающихся с НОДА должно отвечать не только общим, но и их особым
образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования должна быть отражена
специфика требований к:
•
организации пространства, в котором обучается ребёнок с
НОДА;
29

•
организации временного режима обучения;
•
техническим средствам обучения обучающихся с НОДА;
•
учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам,
компьютерным
инструментам
обучения,
отвечающим
особым
образовательным потребностям обучающихся с НОДА и позволяющих
реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается
создание комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория) МАОУ
СОШ №16 г. Березники соответствует общим требованиям, предъявляемым к
образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса
(требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму и т. д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие
оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации АООП НОО для детей с
НОДА соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников МАОУ СОШ №16, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения
образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещениям для осуществления образовательного и коррекционноразвивающего процессов;
- актовому и физкультурному залам, залу для проведения занятий по ритмике;
-кабинетам медицинского назначения;

30

- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации
качественного горячего питания;
- туалетам, коридорам и другим помещениям.
В
МАОУ
СОШ
№16
выделены
отдельные
специально
оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-психологом,
учителем-логопедом, учителем-дефектологом и другими специалистами,
отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психологопедагогического сопровождения обучающегося с НОДА.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с НОДА (учебный год,
учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно
закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы
Министерства образования и др.), а также локальными актами МАОУ СОШ
№16.
Организация временного режима обучения детей с НОДА в ОО
соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их
индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с НОДА для варианта 6.1
составляют 4 года (1-4 классы).
Устанавливается
следующая продолжительность учебного
года: 1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка
устанавливается образовательной организацией с учетом особых
образовательных потребностей обучающегося. Распорядок учебного дня
обучающихся с НОДА устанавливается с учетом их повышенной
утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению
(регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение
потребностей обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с НОДА
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной
образовательной
нагрузки,
установленную
СанПиН
2.4.2.2821-10.
31

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и
во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного
дня.
Учебные занятия начинаются в 14:00 часов. Проведение нулевых уроков
не допускается. Число уроков в день:
•
для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день
в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры;
•
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий составляет не более 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 классах используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре −
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 5
минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 минут.
При обучении детей с НОДА предусматривается специальный подход
при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором
будет обучаться ребенок с НОДА. Число обучающихся с НОДА в классе не
более четырех.
10П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты
обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют
мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность
обучающихся.
Информационно-образовательная
среда
образовательного
учреждения включает в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски),
культурные и организационные формы информационного взаимодействия
компетентных участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационно32

коммуникационных технологий (ИКТ), наличие службы поддержки
применения ИКТ.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными
кабинетами, объектами для проведения практических занятий по заявленным
к лицензированию образовательным программам
Кабинеты начальных классов обеспечены техническими
средствами обучения: АРМ учителя (компьютер, колонки, принтер, экран,
проектор), CD-диски, опорные таблицы по основным предметам для нач.
классов; муз. инструменты; логопедические наборы; коррекционные игры и
т.п.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с НОДА (вариант 6.1)
обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений
здоровья и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими
освоение ООП НОО с учетом концептуальных положений УМК «Школа
России».
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих
курсов (занятий) включает обеспечение кабинета логопеда, дефектолога и
психолога учебно-дидактическими пособиями.
Материально-техническое оснащение кабинета учителя – логопеда,
дефектолога включает: печатные пособия (учебники по русскому языку и
чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и
сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для
исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол,
стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для
индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник,
мыло, полотенце); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт,
вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки,
предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные
для развития и обогащения словарного запаса); технические средства
обучения (компьютер с программным обеспечением; магнитная доска; экран).
Материально-техническое оснащение кабинета педагога - психолога
включает: учебный материал (методики с необходимым стимульным
материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер
личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения
психо-коррекционной работы по отдельным направлениям); мебель и
оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники);
33

рабочие места для детей); технические средства обучения; игрушки и игры
(мячи, куклы, пирамиды, кубики, настольные игры).
Таким образом, ОО обеспечена учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами по всем учебным предметам основной
образовательной программы начального общего образования. Имеется доступ
к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных ЭОР. Библиотека укомплектована печатными
образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного
плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд
дополнительной литературы включает детскую художественную и научнопопулярную литературу, энциклопедические, справочно-библиографические
и периодические издания, сопровождающие реализацию основной
образовательной программы начального общего образования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования обучающихся с НОДА и характеристики
предполагаемых информационных связей участников образовательного
процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с НОДА направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса к любой информации, связанной с реализацией программы,
планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и
условиями его осуществления.
Требования
к
информационно-методическому
обеспечению
образовательной деятельности включают:
1.
Необходимую нормативную правовую базу образования
обучающихся с НОДА.
2.
Характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательных отношений.
3.
Получения доступа к информационным ресурсам, различными
способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке), в том
числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в
федеральных и региональных базах данных.
4.
Возможность размещения материалов и работ в информационной
среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий,
результатов экспериментальных исследований).
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».