АООП НОО тнр (5.1)

1

Содержание

1. Общие положения .............................................................................................................................3
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи развития (вариант 5.1)………………………...….5
2.1. Целевой раздел ...............................................................................................................................5
2.1.1. Пояснительная записка............................................................................................................ ...5
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования……………………………………………………………………………………………………………………………………..8
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
……………………………………………..….10
2.2. Содержательный раздел ..............................................................................................................11
2.2.1.
Направления
и
содержание
программы
коррекционной
работы…………………….………………………………………………….……..………………...11
2.3. Организационный раздел ............................................................................................................12
2.3.1. Учебный план ........................................................................................................................... .12
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи…………………………………………………………………………………………………………………………………………..……15

2

1.Общие положения
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с
ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
(далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты
освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов:
⎯ программу формирования универсальных учебных действий; программу отдельных
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной
деятельности;
⎯ программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
⎯ программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
⎯ программу коррекционной работы;
⎯ программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные
и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
⎯ принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
3

⎯ принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
⎯ принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
⎯ онтогенетический принцип;
⎯ принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
⎯ принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
⎯ принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»;
⎯ принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
⎯ принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня
полученных знаний в область жизнедеятельности;
⎯ принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся
⎯ ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся,
которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером
нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО
создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ требованиями к:
1)структуре образовательной программы;
2)условиям реализации образовательной программы; результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества,
создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую
логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса
обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом
общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного
развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений
и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера,
которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую
связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми
единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на
всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
⎯ тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
⎯ воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
⎯ реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи развития (вариант 5.1)
2.1 Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
5

Принципы и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования представлены в
разделе 1. Общие положения.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого
развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с
нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных
мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной
работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с
учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У данных детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность
процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими
акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне
вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило,
звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении
звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их материал, с большим количеством ошибок выполняют задания,
связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы.
У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения
его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим
отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным
показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие
6

названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся
склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие
оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи
обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп.
Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических
отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения
программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением,
грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических
форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково.
С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества
используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих
процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
⎯ выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно
со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на
этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
⎯ организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного
и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или
полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
⎯ получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
⎯ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
7

специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
⎯ создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на
основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
⎯ координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
⎯ получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей
нервной деятельности, соматического здоровья;
⎯ возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям
⎯ учетом
необходимости
коррекции
речевых
нарушений
и
оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
⎯ гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
⎯ индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
⎯ постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
⎯ применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия
на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
⎯ возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
⎯ профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства,
⎯ увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные
коммуникативные стратегии и тактики;
⎯ психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО2.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО3, которые дополняются группой специальных
требований.

8

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи,
преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация,
осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения,
интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение
дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического
и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и
непродуктивными
словообразовательными
моделями;
овладение
синтаксическими
конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью,
соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную
функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и
письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой
коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное
отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации,
как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:
⎯

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в
приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при
необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к
нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда
требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области
жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для
обозначения возникшей проблемы;
⎯
овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления
об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон,
отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий,
бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций
совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении
праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в
подготовке и проведении праздника;
⎯
овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение
получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии
информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное
отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного
арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность
слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать
9

его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
⎯
дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков;
⎯
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность
умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать
причинно-следственные
связи
между
условиями
жизни,
внешними
и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений
и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь
общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром,
понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной
функции речи;
⎯
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в
разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье,
учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие
достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных
ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности
социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального
взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение
адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися
тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого
развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм
логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с
сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной
подготовки.

10

2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ТНР, программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО4.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление
специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения
АООП НОО являются:
⎯ коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция
нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма
⎯ развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
⎯ обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с
ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа
осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов
учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при
общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция
нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа
по формированию полноценной речемыслительной деятельности.

4. Раздел III ФГОС НОО.

11

2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР представляет собой
организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает
доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план является одним из основных организационных механизмов выполнения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
(АООП НОО).
Специфика учебного плана для детей с ТНР (вариант 5.1) определяется тем, что
содержание образования детей с ТНР, особенно на начальном этапе, не идентично
образовательной программе общего образования. Содержание специального образования
включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу,
образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность.
Учебный план МАОУ СОШ №16 для детей с ТНР разработан для осуществления
образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным
программам для детей с ТНР (вариант 5.1) для образования обучающихся с ОВЗ, достигших к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной
норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям
к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки (1-4 классы). Одним из важнейших условий является
устойчивость форм адаптивного поведения.
В 2021-2022 уч.г. учебный план по АООП НОО для обучающихся с ТНР
разрабатывается для 1 и 2 класса.
В МАОУ СОШ №16 в 2021-2022 уч. г. обучается 4 обучающихся с ТНР (вариант 5.1),
способных усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки (1-4):
• 1 «А» класс – 1 обучающийся.
• 1 «Б» класс – 1 обучающийся.
• 2 «А» класс – 2 обучающихся.
В соответствии с федеральными нормативными актами для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1.) разрабатывается АООП НОО с учебным планом, равноценным по объему
нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения учебному
плану основной группе обучающихся, так как обучающиеся с нарушением данного типа и
варианта получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Учебные занятия для
обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти - дневной учебной неделе.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования является составной частью
основной образовательной программы образовательного учреждения, которую разрабатывает
и утверждает учреждение самостоятельно и включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные
задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ включает обязательные
предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и
информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология,
12

физическая культура. Обязательные предметные области учебного плана и учебные
предметы соответствуют ФГОС НОО.
При этом выделяются дополнительные основные задачи реализации содержания всех
обязательных предметных областей для обучающихся с ТНР.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и
литературное чтение) направлена
• ТНР: на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции
младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два
предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского
языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Предметная область «Иностранный язык» (иностранный язык) направлена
•
ТНР: на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений,
необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на
иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного
отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы. Изучение иностранного языка рекомендуется начинать со 2
класса. Объем учебного времени составляет ориентировочно 68 часов (2 часа в неделю).
Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена
•
ТНР: на овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) преследует
цель
•
ТНР: овладения основами культурологической грамотности и соответствующих ей
компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в
природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в
его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и
культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения
России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) связана
•
ТНР: с развитием способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в
объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в
неделю).
Предметная область «Технология» (технология) направлена
ТНР: на формирование практико-ориентированной направленности содержания
обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при
изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности,
изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов. Предметная область «Технология» (технология)
изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Предметная область Физическая культура (физическая культура) направлена
• Предметная область Физическая культура (физическая культура) изучается в объеме
3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 №889.
Занятия по физической культуре проводятся в строгом соответствии с группой здоровья
(письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
13

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры в МАОУ
СОШ №16 не допускается сдваивание уроков физической культуры и замены другими
формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными
мероприятиями.
Часть учебного плана НОО для детей с ТНР, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает учебные занятия:
• на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
При пятидневной учебной неделе в 4 классах часы в части учебного плана НОО для
детей с ОВЗ, формируемая участниками образовательных отношений, также не
предусмотрены.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию
обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на коррекционноразвивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Время, отводимое на внеурочную деятельность для обучающихся ТНР по варианту 5.1.
составляет за четыре года обучения до 1350 часов.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного
года (СанПиН 2.4.2.3286-15). Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в
течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Часть
содержания программ внеурочной деятельности реализуется в дистанционном формате.
Коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной
деятельности, так и во время урочной деятельности.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционноразвивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и
коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую
поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической
деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и
адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и
занимательных моментов.
Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа
осуществляется в ходе всей образовательной деятельности. Коррекционная работа проводится
в виде фронтальных и индивидуально - групповых занятий; продолжительность занятий и
перемен, чередование занятий определяются учителем исходя из психофизических
особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание самостоятельно определяется образовательной организацией, исходя из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
на основе рекомендаций ПМПК.
14

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной
образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной
организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками
отношений, а также из часов, необходимых для проведения коррекционно-развивающих
мероприятий, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки
обучающихся с ОВЗ. Расписание индивидуальных занятий составляется вне сетки учебных
занятий.
Реализация данного учебного плана предоставит возможность получения стандарта
образования всеми учащимися, позволит достигнуть целей образовательной программы
школы, удовлетворит социальный заказ родителей, образовательные запросы и
познавательные интересы обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1.).
Формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением
Педагогического совета образовательной организации и утверждаются приказом директора на
основе нормативного локального акта - «Положение о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные
работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект
и др.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения
обучающимися АООП НОО с ТНР для варианта 5.1. является достижение предметных и
метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной
работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом,
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится
на основании положительной индивидуальной динамики (см. Учебный план на 2021-2022
уч.г. МАОУ СОШ № 16 (1-4 классы), см. План внеурочной деятельности на 2021-2022 уч.г.
МАОУ СОШ № 16 (1-4 классы).
2.3.2. Система условий реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Кадровые условия
Учитель-логопед – должен иметь высшее профессиональное педагогическое
образование в области логопедии: по специальности «Логопедия» с получением
квалификации «Учитель-логопед»; по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование», профиль подготовки «Логопедия» (квалификация/степень – бакалавр), либо по
магистерской программе соответствующего направления (квалификация/степень – магистр);
по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Коррекционная педагогика и
специальная психология» (квалификация/степень – бакалавр), либо по направлению
«Педагогика», магистерская программа «Специальное педагогическое образование»
(квалификация/степень – магистр).
Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование по другим
специальностям, направлениям, профилям подготовки для реализации программы
коррекционной работы должны пройти профессиональную переподготовку в области
логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного
образца.
Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель
рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагогпсихолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор –
15

наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по
соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации)
подготовки должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области
инклюзивного образования установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или
высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о
повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
МАОУ СОШ №16, реализующая АООП НОО для обучающихся с ТНР,
укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими,
профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей АООП
НОО обучающихся с ТНР, для каждой занимаемой должности соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
В штат специалистов ОО, реализующей вариант 5.1 АООП НОО обучающихся с ТНР
входят: учитель начальных классов, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
учителя – предметники (физкультуры, ИЗО, музыки).
Педагоги, которые реализуют предметные области АООП НОО для обучающихся с
ТНР в МАОУ СОШ №16, имеют высшее и средне-специальное профессиональное
образование по специальностям в области «Начального образования» и «Педагогического
образования». Для этой категории педагогических работников ОО необходимым требованием
является наличие переподготовки или курсов повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке
или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. На 01.09.2019 г.
данная категория специалистов прошла (или в плане на прохождение) профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области
инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке
или удостоверением о повышении квалификации установленного образца (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам
№ п/п
1

ФИО педагога
Фомина Т.Н.

должность
Учитель
начальных
классов

2

Колесников Д.В.

Учитель
физической
культуры

3

Березуцкая Р.Ф.

Учитель
начальных
классов

4

Ляшенко М.В.

Учитель
начальных
классов

5

Лапаева П.О.

Учитель
начальных

образование
КПК (ОВЗ)
Высшее
Разработка и реализация АООП
начального образования для
детей с ОВЗ, детей-инвалидов,
2021 г.
Высшее
Профессиональная
компетентность педагогов в
условиях реализации ФГОС для
детей с ОВЗ и организации
инклюзивного
образования»,
2021 г.
Высшее
Специальные
знания,
способствующие эффективной
реализации
ФГОС
для
обучающихся с ОВЗ», 2019 г.
Высшее
«Профессиональная
компетентность педагогов в
условиях реализации ФГОС для
детей с ОВЗ и организации
инклюзивного
образования»,
2021 г.
Среднее
Специальные
знания,
специальное способствующие эффективной
16

6

Елиозаренко Л.В.

классов
/
английского
языка
Учитель
Среднее
физической
специальное
культуры

реализации
ФГОС
для
обучающихся с ОВЗ, декабрь 2020 г.
Профессиональная
компетентность педагогов в
условиях реализации ФГОС для
детей с ОВЗ и организации
инклюзивного
образования»,
2021 г.

Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной
работы АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1), имеют высшее профессиональное
образование по специальностям «Психология» и «Логопедия». На 01.09.2019 г. данная
категория специалистов прошла профессиональную переподготовку или курсы повышения
квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования,
подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о
повышении квалификации установленного образца (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Кадровое обеспечение образовательного процесса
по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам
№ п/п
1

ФИО педагога
Емельянова Т.В.

2

Дураченко О.П.

3

Сметанина С.Ю.

должность
Учительдефектолог,
Учительлогопед
Учительдефектолог

образование КПК (ОВЗ)
Высшее
Организация
работы
с
обучающимися
с
ОВЗ
в
соответствии с ФГОС, октябрь
2019 г.
Высшее
Разработка и реализация АООП
начального образования для
детей с ОВЗ, детей-инвалидов,
2021 г.
Высшее
Разработка и реализация АООП
начального образования для
детей с ОВЗ, детей-инвалидов,
март - 2020 г.

Педагогпсихолог

Руководящие работники (административный персонал) – заместитель директора по
учебной работе наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием имеет
удостоверение КПК в области инклюзивного образования (см. Таблицу 3).
№ п/п
ФИО педагога
должность
образование КПК (ОВЗ)
1
Санжаровская Е.И.
Заместитель
Высшее
«Разработка
и
директора по УР
реализация
АООП
начального
образования для детей
с
ОВЗ,
детейинвалидов», г. Пермь,
АНО
ДПО
«ОП
Каменный
город»,
2021 г.

17

Финансовые условия
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с
ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных
образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны:
⎯
обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к
условиям реализации и структуре АООП НОО;
⎯
обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой
участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития
обучающихся;
⎯
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а
также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы
определяются в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
⎯ специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
⎯ расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО; расходами на
средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития,
включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь,
электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с
подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
⎯ расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
⎯ иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО.
Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых материальнотехнических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ТНР.
Определение нормативных затрат на оказание
государственной услуги
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование находясь в
среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки
обучения. Обучающемуся с ТНР предоставляется государственная услуга по реализации
основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая
адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при разработке
которой необходимо учитывать следующее:
Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого обучающегося с ТНР
производится в большем объеме, чем финансирование ООП НОО обучающихся, не имеющих
ограниченных возможностей здоровья.
Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на соответствующий
финансовый год определяются по формуле:
З iгу = НЗ iочр *ki, где
З iгу - нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на
соответствующий финансовый год;
НЗ iочр _ нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги
образовательной организации на соответствующий финансовый год;
18

Ki - объем i-той государственной услуги в соответствии с государственным
(муниципальным) заданием.
Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги
образовательной организации на соответствующий финансовый год определяются по
формуле:
НЗ iочр= НЗ гу+ НЗ он , где
НЗ iочр - нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги
образовательной организации на соответствующий финансовый год;
НЗ гу - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной
услуги;
НЗ он - нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной
услуги на соответствующий финансовый год, определяются по формуле:
НЗ гу = НЗoтгу + НЗ jмp + НЗ jпп, где
НЗгу - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной
услуги на соответствующий финансовый год;
НЗomгy - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной
услуги;
НЗ jмp - нормативные затраты на приобретение материальных ресурсов,
непосредственно потребляемых в процессе оказания государственной услуги, в том числе
затраты на учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, специальное
оборудование, специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные
компьютерные программы и другие средства обучения и воспитания по АООП типа j (в
соответствии с материально-техническими условиями с учетом специфики обучающихся);
НЗ jпп - нормативные прочие прямые затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги, в том числе затраты на приобретение расходных материалов,
моющих средств, медикаментов и перевязочных средств (в соответствии с материальнотехническими условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j).
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают
непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги
(вспомогательный, технический, административно-управленческий и т.п. персонал не
учитывается).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
рассчитываются как произведение средней стоимости единицы времени персонала на
количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги, с
учетом стимулирующих выплат за результативность труда. Стоимость единицы времени
персонала рассчитывается исходя из действующей системы оплаты труда, с учетом доплат и
надбавок, установленных действующим законодательством, районного коэффициента,
установленных законодательством.
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами качества
оказания услуги рассчитываются как произведение стоимости учебных материалов на их
количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги (выполнения работ)
и определяется по видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта
Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги
начального общего образования обучающихся с ТНР:
•
реализация АООП НОО обучающихся с ТНР может определяться по формуле:
НЗотгу = ЗП рег-1 * 12 * Ковз * К1 * К2 , где:
НЗотгу - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной
услуги по предоставлению начального общего образования обучающимся с ТНР;
ЗП
–
среднемесячная
заработная
плата
в
экономик
19

соответствующего региона в предшествующем году, руб./мес.;
12- количество месяцев в году;
KОВЗ – коэффициент, учитывающий специфику образовательной программы или
категорию обучающихся (при их наличии);
K1 – коэффициент страховых взносов на выплаты по оплате труда. Значение
коэффициента – 1,302;
K2 – коэффициент, учитывающий применение районных коэффициентов,
приравненных к ним местностях (при наличии данных коэффициентов).
•
нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты,
которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным
с оказанием i-той государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание
имущества.
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды определяются по
формуле:
НЗон= НЗ jотпп + НЗком + НЗ j пк + НЗ jни + НЗди + НЗвс + НЗ jтр + НЗ jпр , где
j
НЗ отпп - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании
государственной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого
и прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги), в соответствии с кадровыми и материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗ j пк – нормативные затраты на повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку работников учреждения (в соответствии с кадровыми условиями с учетом
специфики обучающихся по АООП типа j);нормативные затраты на коммунальные услуги (за
исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание
имущества);
НЗ jни - нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества,
закрепленного за организацией на праве оперативного управления или приобретенным
организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого
имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у организации на основании
договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания
государственных услуг (далее - нормативные затраты на содержание недвижимого
имущества) в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями с учетом
специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗди - нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого
имущества, закрепленного за организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на
приобретение такого имущества (далее - нормативные затраты на содержание особо ценного
движимого имущества);
НЗвс - нормативные затраты на приобретение услуг связи;
НЗ jтр - нормативные затраты на приобретение транспортных услуг по АООП типа j (в
соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями с учетом специфики
обучающихся);
НЗ jпр - прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды по АООП типа j (в
соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями с учетом специфики
обучающихся).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании
государственной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого
и прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги, включая ассистента, медицинских работников, необходимых для
сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по обслуживанию специальных технических
средств и ассистивных устройств) определяются исходя из количества единиц по штатному
расписанию, утвержденному руководителем организации, с учетом действующей системы
оплаты труда в пределах фонда оплаты труда, установленного образовательной организации
учредителем.
20

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из нормативов
потребления коммунальных услуг, в расчете на оказание единицы соответствующей
государственной услуги и включают в себя:
1)
нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение,
ассенизацию, канализацию, вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной
системы канализации;
2)
нормативные затраты на горячее водоснабжение;
3)
нормативные затраты на потребление электрической энергии (учитываются в
размере 90 процентов от общего объема затрат потребления электрической энергии);
4)
нормативные затраты на потребление тепловой энергии (учитываются в размере
50 процентов от общего объема затрат на оплату тепловой энергии). В случае, если
организациями используется котельно-печное отопление, данные нормативные затраты не
включаются в состав коммунальных услуг.
Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются как произведение
норматива потребления коммунальных услуг, необходимых для оказания единицы
государственной услуги, на тариф, установленный на соответствующий год.
Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества включают в себя:
нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и
противопожарной безопасности;
- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимого
имущества;
нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с
утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и
противопожарной безопасности устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать
покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в организации средств и
систем (системы охранной сигнализации, системы пожарной сигнализации, первичных
средств пожаротушения).
Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий, включая вывоз мусора,
сброс снега с крыш, в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливаются,
исходя из необходимости покрытия затрат, произведенных организацией в предыдущем
отчетном периоде (году).
Материально-технические условия
Материально-технические условия - общие характеристики инфраструктуры, включая
параметры
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ТНР должно
отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в
структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть
отражена специфика требований к:
⎯ организации пространства, в котором обучается учащийся с ТНР;
⎯ организации временного режима обучения;
⎯ техническим средствам комфортного доступа обучающихся с ТНР к образованию;
⎯ техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей;
⎯ обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их
сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;

21

⎯ специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным
дидактическим материалам, специальным образовательным потребностям обучающихся с
ТНР.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание
комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория) МАОУ СОШ №16 г.
Березники соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным
организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования
к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов,
мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие
оборудованного
рабочего места, учительской и т.д.);
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации АООП НОО для детей с ЗПР
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников МАОУ СОШ №16, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение,
размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);
- помещениям библиотек;
- помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего
процессов;
- актовому и физкультурному залам;
-кабинетам медицинского назначения;
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи,
обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
- туалетам, коридорам и другим помещениям.
В
МАОУ СОШ №16 выделены отдельные специально оборудованные помещения
для проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителемдефектологом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной
работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР.
В
пространстве учебных кабинетов для учащихся с ЗПР предусмотрены рабочие
места (парты), расположенные в зоне внимания педагога. Доступны для изучения
информационные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных
правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования
учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ТНР (учебный год, учебная неделя,
день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными
актами МАОУ СОШ №16.
Организация временного режима обучения детей с ТНР в ОО соответствует их особым
образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ТНР для варианта 5.1 составляют 4 года
(1-4 классы).
22

Устанавливается
следующая
продолжительность
учебного года: 1
классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность
учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с
учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в
среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ТНР
устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к
здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся
в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в
течение учебной недели.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой
(внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Учебные занятия начинаются в 8:10 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
Число уроков в день:
•
для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день в неделю – 5
уроков, за счет урока физической культуры;
•
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один день в неделю – 6
уроков, за счет урока физической культуры.
Продолжительность учебных занятий составляет не более 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 минут.
При обучении детей с ТНР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться
ребенок с ТНР. Число обучающихся с ТНР в классе не более четырех.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают
познавательную активность обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя
совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами,
интерактивные доски), культурные и организационные формы информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных
и
профессиональных
задач
с
применением
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), наличие службы поддержки применения ИКТ.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами,
объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию
образовательным программам
Кабинеты начальных классов обеспечены техническими средствами обучения: АРМ
учителя (компьютер, колонки, принтер, экран, проектор), CD-диски, опорные таблицы по
основным предметам для нач. классов; муз. инструменты; логопедические наборы;
коррекционные игры и т.п.

23

Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ТНР (вариант 5.1) обучаются по базовым
учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья и пр. на бумажных и/или
электронных носителях, обеспечивающими освоение ООП НОО с учетом концептуальных
положений УМК «Школа России».
Материально-техническое
обеспечение
коррекционно-развивающих
курсов
(занятий) включает обеспечение кабинета логопеда и психолога учебно-дидактическими
пособиями.
Материально-техническое оснащение кабинета учителя- логопеда и учителядефектолога включает: печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв
и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные
лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование
(парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для
индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце);
специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные
игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы
игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические
средства обучения (компьютер с программным обеспечением; магнитная доска; экран).
Материально-техническое оснащение кабинета педагога - психолога включает:
учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики
познавательной и эмоциональной сфер личности, поведения; методики с необходимым
оснащением для проведения психо-коррекционной работы по отдельным направлениям);
мебель и оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники); рабочие
места для детей); технические средства обучения; игрушки и игры (мячи, куклы, пирамиды,
кубики, настольные игры).
Таким образом, ОО обеспечена учебниками с электронными приложениями,
являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем
учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования.
Имеется доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах
данных ЭОР. Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по
всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы.
Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную
литературу, энциклопедические, справочно-библиографические и периодические издания,
сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего
образования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу
образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательного процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы,
планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и условиями его
осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательной
деятельности включают:
1.
Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ТНР.
2.
Характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательных отношений.
3.
Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск
информации в сети интернет, работа в библиотеке), в том числе к электронным
образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
24

4.
Возможность размещения материалов и работ в информационной среде
образовательной
организации
(статей,
выступлений,
дискуссий,
результатов
экспериментальных исследований.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».