1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ 16 (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 1.3. Рабочая программа – часть основной образовательной программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел. 1.4.К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности школы в рамках реализации образовательной программы, относятся: - программы по учебным предметам (курсам); - программы внеурочной деятельности; - программы элективных курсов, курсов по выбору; - программы факультативных занятий; - адаптированные рабочие программы (для детей с ОВЗ). 1.5. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. 1.6. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу). Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов) должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы. Задачи рабочей программы: - сформировать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); - определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов (курсов) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса школы и контингента обучающихся. 1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции: -является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; -определяет содержание образования по учебному предмету (курсу) на базовом и повышенном уровнях; -обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету; -реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; -создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; -обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся. 2. Порядок разработки рабочей программы 2.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его компетенцией. 2.2. Рабочая программа составляется учителем на уровень образования (1-4, 5-9 классы). Тематическое планирование составляется на учебный год. 2.3. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. 2.4. При составлении, рассмотрении и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту; - примерной программе по учебному предмету (курсу); - авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию; - основной образовательной программе (адаптированной образовательной программе) школы; - учебному плану школы; - учебно-методическому комплексу (учебникам). 2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся, включая детей с ОВЗ. В отдельных случаях, когда дети с ОВЗ в условиях инклюзии в классе не усваивают базовый уровень, учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения и принять ее решением педагогического совета школы. 2.6. Рабочая программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и материально-техническое обеспечение школы. 2.7. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях 3. Структура рабочей программы 3.1. Рабочая программа должна быть оформлена на компьютере по образцу, аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется так же, как и листы приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. 3.2. Структура Рабочей программы: № п/п 1 2 3 4 5 Элементы рабочей программы Титульный лист (Приложение 1) Содержание элементов рабочей программы - полное наименование школы; - грифы рассмотрения, согласования, утверждения рабочей программы (далее РП); - название учебного предмета, курса; - указание класса (параллели), где реализуется РП; - фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория; - сроки реализации РП; - название населенного пункта и года разработки РП. Пояснительная - РП разработана в соответствии с ФГОС … записка - РП разработана на основе …(примерная, авторская программа) - РП ориентирована на учебник … - общие цели и задачи учебного предмета; - УМК, учебники и учебные пособия; - общая характеристика предмета, технологии, формы контроля. Планируемые результаты изучения - личностные; учебного предмета - метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) - предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС (конкретизируются для каждого класса); Содержание учебного предмета - перечень и название разделов/блоков и тем курса; (Приложение 2) - необходимое количество часов для изучения разделов/блока, темы; - количество часов, отведенных на практическую часть; - краткое содержание учебной темы - формы организации и виды учебной деятельности (для РП внеурочной деятельности). Календарно -тематическое - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; планирование с определением - тема урока (тип урока); основных видов учебной - элементы содержания урока; деятельности - планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные); - дата проведения урока. (Приложение 3) - примечание 4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 4.1. Рабочая программа учебного предмета (курса) рассматривается на заседании школьного методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УР, утверждается грифом директора в срок до начала учебного года (адаптированные рабочие программы - в соответствии с приказом школы). 4.2. Решение о внесении изменений в рабочие программы рассматривается и принимается на школьном методическом объединении, утверждается директором школы. 4.3. Утвержденные рабочие программы являются составной частью основной образовательной программы, входят в обязательную нормативную локальную документацию школы, публикуются на официальном сайте. 4.4. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля. 4.5. Школа несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 5. Оформление и хранение рабочей программы 5.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте. 5.2. Учитель-предметник готовит в электронном виде аннотацию, где указывается: – название рабочей программы; – краткую характеристику программы; – предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной (6-ти дневной) учебной неделе. 5.3. Рабочая программа составляется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4 (ориентация книжная); таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое планирование представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруется. Оформление рабочей программы производится в соответствии с образцом (приложения). 5.4. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению у педагога в течение всего периода ее реализации и предъявляется членам администрации по требованию. 6. Порядок внесения изменений в рабочую программу 6.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 6.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования. Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено Согласовано Утверждаю ШМО Зам. директора по УР Директор МАОУ СОШ №16 Пр.№___ _________Кучумова Е.В. ___________Лопарева А.А. от «___» ________ 2021г. от «___» ________ 2021г. Приказ № ______________ от «___» ________ 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета русский язык 2021 – 2022 учебный год Учитель _____________________________, I КК (высшая, СЗД) Класс (параллель) … Всего часов в год … Всего часов в неделю … г. Березники, 2021 Приложение 2 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО (название нормативного документа, например: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями) (приказы указаны в Положении). Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО, ООО, СОО по (название предмета) с учетом авторской программы (Ф.И.О. авторов программы, название программы). Рабочая программа ориентирована на учебник: Порядковый номер учебника в Федеральном перечне Автор/Авторский коллектив Название учебника Класс Издатель учебника Нормативный документ Если есть изменения в содержании РП по сравнению с авторской программой по предмету, то они должны быть отражены и обоснованы (возможна сравнительная таблица своей и авторской программ). Также в пояснительной записке отражаются ежегодные корректировки Рабочей программы в связи с особенностями класса. Содержание учебного предмета (курса) № п/п 1. 2. … Название раздела (блока) Кол-во часов на изучение раздела (блока) Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль лабор. практ. раб. раб. сочинен. контр. раб. Приложение 3 Календарно - тематическое планирование по алгебре 9 класс (3 часа в неделю, 102 часа). № п.п. Тема урока (тип урока) Элементы содержания урока Раздел (Глава) I. «Название» 1 2 3 4 5 6 Раздел (Глава) II. «Название» 7 8 10 11 12 Планируемые результаты Предметные Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Личностные Дата проведения урока План Факт Примечание