1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) регулирует
оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ
учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ 16
(далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
1.3. Рабочая программа – часть основной образовательной программы (далее – ООП)
соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел.
1.4.К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам (курсам);
- программы внеурочной деятельности;
- программы элективных курсов, курсов по выбору;
- программы факультативных занятий;
- адаптированные рабочие программы (для детей с ОВЗ).
1.5. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на
нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и
автором не предусмотрено иное.
1.6. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу).
Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов) должны обеспечить достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Задачи рабочей программы:
- сформировать представление о практической реализации федерального государственного
образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов (курсов) с учетом
целей, задач и особенностей образовательного процесса школы и контингента обучающихся.
1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции:
-является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
-определяет содержание образования по учебному предмету (курсу) на базовом и повышенном
уровнях;
-обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
-реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
-создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
-обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся.
2. Порядок разработки рабочей программы
2.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с
его компетенцией.
2.2. Рабочая программа составляется учителем на уровень образования (1-4, 5-9 классы).
Тематическое планирование составляется на учебный год.
2.3. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного
предметного методического объединения.
2.4. При составлении, рассмотрении и утверждении рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту;
- примерной программе по учебному предмету (курсу);
- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- основной образовательной программе (адаптированной образовательной программе) школы;
- учебному плану школы;
- учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу)
распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые
учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся, включая детей с
ОВЗ. В отдельных случаях, когда дети с ОВЗ в условиях инклюзии в классе не усваивают
базовый уровень, учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу
обучения и принять ее решением педагогического совета школы.
2.6. Рабочая программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной
мотивации, а также возможности педагога и материально-техническое обеспечение школы.
2.7. Рабочая программа является обязательным документом для административного
контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими
планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях
3. Структура рабочей программы
3.1. Рабочая программа должна быть оформлена на компьютере по образцу, аккуратно,
без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается
первым, но не нумеруется так же, как и листы приложения. Тематическое планирование
представляется в виде таблицы.
3.2. Структура Рабочей программы:
№
п/п
1
2
3
4
5
Элементы
рабочей программы
Титульный лист
(Приложение 1)
Содержание элементов рабочей программы
- полное наименование школы;
- грифы рассмотрения, согласования, утверждения рабочей программы (далее РП);
- название учебного предмета, курса;
- указание класса (параллели), где реализуется РП;
- фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория;
- сроки реализации РП;
- название населенного пункта и года разработки РП.
Пояснительная
- РП разработана в соответствии с ФГОС …
записка
- РП разработана на основе …(примерная, авторская программа)
- РП ориентирована на учебник …
- общие цели и задачи учебного предмета;
- УМК, учебники и учебные пособия;
- общая характеристика предмета, технологии, формы контроля.
Планируемые результаты изучения - личностные;
учебного предмета
- метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
- предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в
соответствии с требованиями ФГОС (конкретизируются для каждого класса);
Содержание учебного предмета
- перечень и название разделов/блоков и тем курса;
(Приложение 2)
- необходимое количество часов для изучения разделов/блока, темы;
- количество часов, отведенных на практическую часть;
- краткое содержание учебной темы
- формы организации и виды учебной деятельности (для РП внеурочной
деятельности).
Календарно -тематическое
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
планирование с определением
- тема урока (тип урока);
основных видов учебной
- элементы содержания урока;
деятельности
- планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные);
- дата проведения урока.
(Приложение 3)
- примечание
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочая программа учебного предмета (курса) рассматривается на заседании
школьного методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УР,
утверждается грифом директора в срок до начала учебного года (адаптированные рабочие
программы - в соответствии с приказом школы).
4.2. Решение о внесении изменений в рабочие программы рассматривается и
принимается на школьном методическом объединении, утверждается директором школы.
4.3. Утвержденные рабочие программы являются составной частью основной
образовательной программы, входят в обязательную нормативную локальную документацию
школы, публикуются на официальном сайте.
4.4. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в
соответствии с планом внутришкольного контроля.
4.5. Школа несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в
образовании за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком.
5. Оформление и хранение рабочей программы
5.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
5.2. Учитель-предметник готовит в электронном виде аннотацию, где указывается:
– название рабочей программы;
– краткую характеристику программы;
– предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной (6-ти дневной) учебной неделе.
5.3. Рабочая программа составляется в редакторе Word шрифтом Times New Roman,
кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех
сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,
листы формата А4 (ориентация книжная); таблицы встраиваются непосредственно в текст.
Тематическое планирование представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей
программы не нумеруется. Оформление рабочей программы производится в соответствии с
образцом (приложения).
5.4. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению у педагога в течение
всего периода ее реализации и предъявляется членам администрации по требованию.
6. Порядок внесения изменений в рабочую программу
6.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части
корректировки содержания рабочих программ.
6.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
Приложение 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
ШМО
Зам. директора по УР
Директор МАОУ СОШ №16
Пр.№___
_________Кучумова Е.В.
___________Лопарева А.А.
от «___» ________ 2021г.
от «___» ________ 2021г.
Приказ № ______________
от «___» ________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
русский язык
2021 – 2022 учебный год
Учитель
_____________________________, I КК (высшая, СЗД)
Класс (параллель)
…
Всего часов в год
…
Всего часов в неделю …
г. Березники, 2021
Приложение 2
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО (название
нормативного документа, например: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с
изменениями и дополнениями) (приказы указаны в Положении).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО, ООО, СОО по
(название предмета) с учетом авторской программы (Ф.И.О. авторов программы, название
программы).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
номер
учебника в
Федеральном
перечне
Автор/Авторский
коллектив
Название
учебника
Класс
Издатель
учебника
Нормативный
документ
Если есть изменения в содержании РП по сравнению с авторской программой по предмету, то
они должны быть отражены и обоснованы (возможна сравнительная таблица своей и
авторской программ).
Также в пояснительной записке отражаются ежегодные корректировки Рабочей программы в
связи с особенностями класса.
Содержание учебного предмета (курса)
№
п/п
1.
2.
…
Название
раздела (блока)
Кол-во часов
на изучение
раздела
(блока)
Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ.
раб.
раб.
сочинен.
контр.
раб.
Приложение 3
Календарно - тематическое планирование по алгебре 9 класс (3 часа в неделю, 102 часа).
№
п.п.
Тема урока
(тип урока)
Элементы
содержания урока
Раздел (Глава) I. «Название»
1
2
3
4
5
6
Раздел (Глава) II. «Название»
7
8
10
11
12
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
Личностные
Дата
проведения
урока
План
Факт
Примечание