Положение о наставничестве для педагогических работников

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества для педагогических работников МАОУ СОШ №16
(далее – наставничество педагогических работников).
1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями:
- федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и Положения о наставничестве для педагогических
работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих
образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего
профессионального образования;
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г.
№ 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы
профессионального роста педагогических работников Российской Федерации,
включая национальную систему учительского роста» (в редакции
от 20 августа 2021 г. № 2283-р);
- методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.№ АЗ-1128/08
и
Профессионального союза работников народного образования и науки
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657.
1.3.В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным
за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации;
наставляемый
–
участник
системы
наставничества,
который
через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает
новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается
предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные
затруднения;
куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения
из числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность, учреждения культуры и спорта, дополнительного
профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества;
наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;

форма наставничества – способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью
и позицией участников;
персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого
и на поддержку его сильных сторон.
1.4.Основными принципами реализации наставничества педагогических
работников являются:
принцип научности – применение научно-обоснованных методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности – разработка
и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации
программы
наставничества
законодательству Российской
Федерации,
региональной и муниципальной нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности – приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального
и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение
к личности наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности – формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения
к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности – ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого)
к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества –
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
принцип равенства – наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе

наставничества.
1.5.Участие в наставничестве не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей
для
участия
в
мероприятиях
плана
реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
2.Цель и задачи наставничества педагогических работников
2.1. Цель наставничества педагогических работников – обеспечение
непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения
педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая
молодых педагогов.
2.2. Задачи наставничества педагогических работников:
содействовать повышению правового и социально-профессионального
статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод
наставляемых;
оказывать помощь в формировании цифровой информационнокоммуникативной среды наставничества и внедрении административноуправленческих (вертикальных) методов и недирективных (горизонтальных)
инициатив;
оказывать методическую помощь в реализации различных форм
и видов наставничества педагогических работников;
способствовать формированию единой системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и развитию стратегических
партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном
и внеинституциональном уровнях;
содействовать созданию в МАОУ СОШ №16 психологически комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей
раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм
наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии

педагогических кадров, в том числе молодых педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности в МАОУ СОШ №16, ознакомление
с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний
и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
знакомить
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и
работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно
и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень.
3.Формы наставничества педагогических работников
Применяются разнообразные формы наставничества педагогических
работников («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации –
педагог», «социальный партнер – педагог»). Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы
наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса
наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества
используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации
наставничества
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы
для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества,
тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником

и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику
для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные
усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных
целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога
в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь
или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом
/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими
работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом
опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый».
Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени.
Как
правило,
проводится
отбор
наставника
и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные
характеристики.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации –
учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной

организации – учитель», нацеленную на совершенствование образовательного
процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной
организации
посредством
создания
необходимых
организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий
и ресурсов.
4.Организация наставничества педагогических работников
4.1. Наставничество организуется на основании Методических
рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательных организациях,
направленными совместным письмом Министерства просвещения Российской
Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08, Профессионального союза
работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря
2021 г. № 657 и Положения о наставничестве для педагогических работников
образовательных
организаций
Пермского
края,
осуществляющих
образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ и образовательных программ среднего
профессионального образования.
4.2.
Организация
наставничества
педагогических
работников
на институциональном уровне.
4.2.1. наставничество организуется на основании утвержденного
руководителем образовательной организации положения о наставничестве
педагогических работников;
4.2.2. педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
4.2.3.руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении системы
наставничества и организации наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
назначает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также назначает их;
утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения
о наставничестве педагогических работников в образовательной организации
в соответствии с примерной дорожной картой (планом мероприятий)
по реализации положения о наставничестве педагогических работников
в образовательной организации согласно приложению 1 к настоящему

положению;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями
по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования
и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
4.2.4.куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения
состава
школьного
методического
объединения
наставников
(при необходимости его создания);
разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации
положения
о
системе
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
совместно с МАУ ЦСОиРО ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием
ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/
страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным
методическим советом;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями системы наставничества
МО «Город Березники», с сетевыми педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников,
в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах
с привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации;

осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет
о реализации системы наставничества, реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно
с МАУ ЦСОиРО).
5.Кадровые условия и ресурсы образовательной организации
5.1.Подбор и формирование пар «наставник – наставляемый».
Наставников выбирают из числа:
педагогов с первой или высшей квалификационной категорий, имеющих
устойчивые профессиональные достижения и успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий
вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе в
дистанционном режиме), а также педагогов, стабильно показывающих высокое
качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости
от контингента детей;
педагогических и руководящих работников, активно транслирующие
собственный положительный педагогический опыт в системе повышения
квалификации;
педагогов, активных участников региональных/муниципальных проектов
и/или реализующих авторские педагогические проекты.
5.2.Требования к компетенциям наставника:
знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу
(федеральную, региональную, муниципальную) в сфере образования,
наставнической деятельности;
уметь «вводить в должность» (знакомить с основными должностными
обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные
программы наставничества с учетом уровня его научной, психологопедагогической, методической компетентности, уровня мотивации;
консультировать по поводу самостоятельного проведения или учебных
занятий и внеклассных мероприятий;

оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами
и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
личным примером развивать профессиональную компетентность,
содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута;
вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и
дисциплинарного воздействия;
вести
мониторинг
процесса
адаптации
и
результативности
профессиональной деятельности.
5.3.Наставляемые формируются из числа:
молодых педагогов;
педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;
педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень
в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область,
воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа
с родителями и пр.);
педагогов, желающих овладеть современными IT-программами,
цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями;
педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального
выгорания;
педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения
(дефициты) и осознающих потребность в наставнике;
стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего
принятия
на
работу
и/или
проходящих
стажировку/практику
в образовательной организации.
6.Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности
6.1.Нематериальные способы стимулирования:
наставническая
деятельность
учитывается
при
выдвижении
на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе
в качестве членов жюри (экспертов);
педагогическим
работникам,
осуществляющим
наставническую
деятельность, предоставляется возможность для профессионального развития
и участия в региональных фестивалях, форумах, конференциях;
представление
педагогических
работников,
осуществляющих
наставническую деятельность, к награждению.
6.2.Материальное стимулирование.
Образовательные
организации
определяют
размеры
выплат

стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии действующим законодательством.
Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической
деятельности педагогических работников зависят от конкретных условий и
осуществляются с учетом возможностей образовательной организации.
7.Оценка результативности внедрения наставничества
педагогических работников
7.1.Ожидаемые результаты внедрения наставничества педагогических
работников:
7.1.1.качественные показатели:
создан единый электронный банк педагогов-наставников, доступный
для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости
от их места работы и проживания – «открытое наставничество»;
проведен
мониторинг
оценки
эффективности
осуществления
персонализированных программ наставничества.
7.1.2.количественные показатели:
ежегодно 100 % образовательных организаций муниципального
образования «Город Березники» Пермского края обеспечивают наставничество
педагогических работников;
созданы специальные разделы (рубрики) на официальных сайтах
образовательных организаций для размещения информации о реализации
персонифицированных программ наставничества педагогических работников:
лучшие кейсы персонифицированных программ наставничества педагогических
работников, федеральная, региональная, муниципальная и локальная нормативноправовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические
рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
увеличена доля педагогических работников муниципального образования
«Город Березники» Пермского края вовлеченных в наставничество.
7.2.Ожидаемые эффекты от внедрения наставничества педагогических
работников в системе образования:
повышение
профессионального
мастерства
педагогов,
развитие
профессиональных инициатив и активности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
при решении новых или нестандартных задач;
построение открытой среды наставничества педагогических работников,
партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической

деятельности;
сокращение времени на адаптацию молодого педагога в профессиональной
среде;
закрепление молодых педагогов в МАОУ СОШ №16.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».