1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества для педагогических работников МАОУ СОШ №16 (далее – наставничество педагогических работников). 1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями: - федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования; - распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» (в редакции от 20 августа 2021 г. № 2283-р); - методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.№ АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657. 1.3.В настоящем Положении используются следующие понятия: наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации; наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения; куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения из числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие образовательную деятельность, учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества; наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников; персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.4.Основными принципами реализации наставничества педагогических работников являются: принцип научности – применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; принцип системности и стратегической целостности – разработка и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной и муниципальной нормативно-правовой базе; принцип обеспечения суверенных прав личности – приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; принцип аксиологичности – формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; принцип личной ответственности – ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; принцип индивидуализации и персонализации наставничества – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; принцип равенства – наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.5.Участие в наставничестве не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия. 2.Цель и задачи наставничества педагогических работников 2.1. Цель наставничества педагогических работников – обеспечение непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых педагогов. 2.2. Задачи наставничества педагогических работников: содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых; оказывать помощь в формировании цифровой информационнокоммуникативной среды наставничества и внедрении административноуправленческих (вертикальных) методов и недирективных (горизонтальных) инициатив; оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников; способствовать формированию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях; содействовать созданию в МАОУ СОШ №16 психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества; содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых педагогов; оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в МАОУ СОШ №16, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; ускорять процесс профессионального становления и развития педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 3.Формы наставничества педагогических работников Применяются разнообразные формы наставничества педагогических работников («педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «социальный партнер – педагог»). Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационнокоммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом /компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый». Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Как правило, проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики. Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества «руководитель образовательной организации – учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации – учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 4.Организация наставничества педагогических работников 4.1. Наставничество организуется на основании Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленными совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657 и Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования. 4.2. Организация наставничества педагогических работников на институциональном уровне. 4.2.1. наставничество организуется на основании утвержденного руководителем образовательной организации положения о наставничестве педагогических работников; 4.2.2. педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации. 4.2.3.руководитель образовательной организации: осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы наставничества педагогических работников в образовательной организации; издает локальные акты образовательной организации о внедрении системы наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации; назначает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также назначает их; утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о наставничестве педагогических работников в образовательной организации в соответствии с примерной дорожной картой (планом мероприятий) по реализации положения о наставничестве педагогических работников в образовательной организации согласно приложению 1 к настоящему положению; издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества); способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 4.2.4.куратор реализации программ наставничества: назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя; предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава школьного методического объединения наставников (при необходимости его создания); разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации; совместно с МАУ ЦСОиРО ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/ страницы, социальных сетей; формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом; осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями системы наставничества МО «Город Березники», с сетевыми педагогическими сообществами; организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций; курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества; организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной организации; осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с МАУ ЦСОиРО). 5.Кадровые условия и ресурсы образовательной организации 5.1.Подбор и формирование пар «наставник – наставляемый». Наставников выбирают из числа: педагогов с первой или высшей квалификационной категорий, имеющих устойчивые профессиональные достижения и успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе в дистанционном режиме), а также педагогов, стабильно показывающих высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости от контингента детей; педагогических и руководящих работников, активно транслирующие собственный положительный педагогический опыт в системе повышения квалификации; педагогов, активных участников региональных/муниципальных проектов и/или реализующих авторские педагогические проекты. 5.2.Требования к компетенциям наставника: знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу (федеральную, региональную, муниципальную) в сфере образования, наставнической деятельности; уметь «вводить в должность» (знакомить с основными должностными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психологопедагогической, методической компетентности, уровня мотивации; консультировать по поводу самостоятельного проведения или учебных занятий и внеклассных мероприятий; оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; личным примером развивать профессиональную компетентность, содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута; вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести мониторинг процесса адаптации и результативности профессиональной деятельности. 5.3.Наставляемые формируются из числа: молодых педагогов; педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва; педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.); педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями; педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания; педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения (дефициты) и осознающих потребность в наставнике; стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной организации. 6.Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности 6.1.Нематериальные способы стимулирования: наставническая деятельность учитывается при выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри (экспертов); педагогическим работникам, осуществляющим наставническую деятельность, предоставляется возможность для профессионального развития и участия в региональных фестивалях, форумах, конференциях; представление педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, к награждению. 6.2.Материальное стимулирование. Образовательные организации определяют размеры выплат стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии действующим законодательством. Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической деятельности педагогических работников зависят от конкретных условий и осуществляются с учетом возможностей образовательной организации. 7.Оценка результативности внедрения наставничества педагогических работников 7.1.Ожидаемые результаты внедрения наставничества педагогических работников: 7.1.1.качественные показатели: создан единый электронный банк педагогов-наставников, доступный для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания – «открытое наставничество»; проведен мониторинг оценки эффективности осуществления персонализированных программ наставничества. 7.1.2.количественные показатели: ежегодно 100 % образовательных организаций муниципального образования «Город Березники» Пермского края обеспечивают наставничество педагогических работников; созданы специальные разделы (рубрики) на официальных сайтах образовательных организаций для размещения информации о реализации персонифицированных программ наставничества педагогических работников: лучшие кейсы персонифицированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная, муниципальная и локальная нормативноправовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации; увеличена доля педагогических работников муниципального образования «Город Березники» Пермского края вовлеченных в наставничество. 7.2.Ожидаемые эффекты от внедрения наставничества педагогических работников в системе образования: повышение профессионального мастерства педагогов, развитие профессиональных инициатив и активности; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач; построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности; сокращение времени на адаптацию молодого педагога в профессиональной среде; закрепление молодых педагогов в МАОУ СОШ №16.