Аннотация ОДНКНР 5-6 2023-2024

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В программе по
данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в
духе
общероссийской
гражданской
идентичности
на
основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей - важнейший
результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и
исторического наследия народов России - один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества,
формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2
июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и

многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской
идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с
учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России,
духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её
истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России,
определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива,
региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные
духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный
курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и
подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики психологии. В процессе изучения курса обучающиеся
получают представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом.
Изучаются основные компоненты культуры, её специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности
духовнонравственного развития народов России. Содержание курса
направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти. Материал курса представлен через
актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями)
на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой
Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории,
к которой принадлежит обучающийся как личность).
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного

пространства) России в контексте процессов этноконфессионального
согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи,
общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;

- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания общества целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников
о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных
на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать
и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении

социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий
на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных
ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей
для
активной
самостоятельной
познавательной
деятельности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ОСНОВЫ
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» изучается в 5 классе - 1 час в неделю, в 6 классе – 1 час в неделю,
общий объем составляет 68 часов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».