РП Живое слово 7-8 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование "Город Березники"
МАОУ СОШ

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по УР

На заседании ШМО

Протокол

1

Дурбажова

№

от «30» августа

16

№

2023 г.

Н.В.

б

от «31» августа

Кучумова Е.В.
2023 г.

Рабочая программа

«Живое слово»
для обучающихся 7-8 классов

г. Березники 2023

:6

—

ыы.

ГАЯЕй

НЙ

Пояснительная записка
Курс «Живое слово» расширяет, углубляет и систематизирует знания обучающихся,
полученные в 5-9 классах. Курс рассчитан на учеников 7 и 8 классов.
Объем часов – 34.
На сегодняшний день одной из актуальнейших задач учителя русского языка является
формирование навыков грамотного письма. Анализируя результаты мониторингов 5-9
классов, отмечаем, что уровень морфологической и синтаксической
подготовки
обучающихся невысокий.
Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания
лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче
выпускных экзаменов по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по
завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и
профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна
обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов грамматики, поскольку
разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не
просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности
русской грамматики на фоне общей системы русского правописания.
Программа курса построена по принципу практических занятий и состоит из 3 частей
(орфография, морфология и синтаксис), на изучение первой части отводится 2 часа, второй
части - 18 часов, третьей части - 14. Такое построение дает большую свободу учителю и
предполагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем
подготовки группы обучающихся.
Курс имеет практическую направленность, основан на опыте работы с обучающимися
5-9 классов школы. Для изучения предлагаются самые трудные или наименее изученные
разделы Программы. Занятия проводятся в основном на материалах рабочей программы
основного курса русского языка, на литературоведческих текстах. Это дает возможность
установить самые тесные межпредметные связи между русским языком и литературой,
усилить практическую направленность преподавания, активизировать на занятиях знания
обучающихся по литературе, и наоборот: на уроках литературы уделять внимание языку
изучаемого произведения, особенностям авторского стиля. Программа курса предполагает
широкое знакомство обучающихся со словарями и справочной литературой, а также
выработку умения самостоятельно использовать их в работе.
Формы работы: беседа, комбинированные занятия, групповые занятия, самостоятельная
работа, практические занятия, коллективная работа. Предполагается проводить 2 занятия по
каждой из представленных тем, в которых на первом занятии будет рассмотрен теоретический
материал, представлены наиболее сложные случаи по данной теме; второе занятие по
заданной теме будет посвящено систематизации навыков и умений.
Контроль усвоения материала: тестирование, контрольные диктанты, контрольные работы,
выполнение индивидуальных заданий, контроль составления словарей, исследовательская
работа.
Цели элективного курса «Живое слово»:
1) усилить работу по совершенствованию устной и письменной речи
обучающихся;
2) помочь обучающимся успешно выдержать итоговую аттестацию
Задачи элективного курса:
1) расширить, углубить и систематизировать лингвистические знания обучающихся;
2) совершенствовать грамматические навыки обучающихся;
3) проводить работу на текстах литературных произведений и на литературоведческих
текстах;
4) продолжить знакомство со словарями и справочной литературой;

5) развивать исследовательские навыки;
6) формировать интерес к истории родного края.
Методические рекомендации:
1. Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.
2. Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как
обучающие диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, свободные диктанты, подбор
текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
3. Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как
графическое комментирование и диктанты «Проверяю себя».
4. Для расширения словарного запаса обучающихся целесообразно составление тематических
словарей, которое может проходить в виде конкурса на лучшего лингвиста.
5. Для активного использования словарей и справочников возможны самостоятельные
групповые и индивидуальные задания.
6. Так как многочисленные грамматические ошибки связаны с тем, что обучающиеся не
умеют определять части речи и их роль в предложении, целесообразно включать в каждое
занятие синтаксический разбор предложений и частичный морфологический анализ слова.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса
учащиеся должны овладеть следующими умениями:
 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
 опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
 приобрести опыт проведения первых научных исследований;
 выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно
творческие;
 создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
 создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Литература:
Д.Э.Розенталь. Справочник по литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. – М.:
Русское слово, 2008.
3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах. – М.: просвещение, 2001.
4. Д.Э.Розенталь. 750 упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.:
Оникс 21 век. Мир и Образование, 2003.
1.
2.

Учебно-тематический план.
Вводное занятие. Разъяснение обучающимся целей и задач курса. Планирование творческих
работ. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Работа с
орфографическим и этимологическими словарями. (2 часа).

Морфология (20 часов). Самостоятельные части речи: имена существительные,
прилагательные и их грамматические признаки; глагол, причастия, деепричастия и их
грамматические свойства; употребление наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы и их грамматические свойства. Правописание созвучных частей речи. Практические
задания,
свободные диктанты на аналогичные темы. Сопутствующее повторение:
орфограммы корня, правописание приставок, особенности употребления суффиксов в разных
частях речи.
Синтаксис. (12 часов). Словосочетание: виды связи. Простое предложение: способы
выражения главных членов предложения, причастный и деепричастный обороты,
второстепенные
члены
предложения.
Сложное
предложение:
употребление
сложноподчиненных союзов, особенности постановки знаков препинания, главные и
придаточные части предложения.

Календарно-тематическое планирование
Курса по выбору по русскому языку в 7,8 классах
«Живое слово»
Общее количество часов - 34.
Количество часов в неделю - 1.
Название тем
Кол№
курса
во
п/п
часо
в
всег
о
1-2
Вводное
занятие.
Трудные случаи
орфографии.
2

3-4

Имя
существительное
и его
грамматические
признаки.

2

5-6

Имя
прилагательное
и его
грамматические
признаки.

2

Содержание темы

Работа с орфографическим
словарем. Группировка
материала для
орфографического анализа.
Чередования в корнях слов.
Особенности употребления
приставок. Составление
таблицы-памятки.
Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Практические
задания, направленные на
выявление уровня знаний об
имени существительном.
Морфологический разбор.
Трудные случаи употребления
имени существительного
Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Практические
задания, направленные на
выявление уровня знаний об
имени прилагательном.
Морфологический разбор.
Отглагольные
прилагательные.

Вид
контроля

Планируемые результаты
Предметные

Метапредметные

Личностные

Тренингпрактику
м.
Выполнен
ие
упражнен
ий.

Знать основные
нормы русского
литературного
языка; соблюдать в
практике письма
основные правила
орфографии и
пунктуации.
Знать общее
грамматическое
значение имен
существительных, их
морфологические и
синтаксические
признаки.

Уметь свободно
пользоваться
лингвистическим
и словарями,
справочной
литературой.

Уметь
использовать
приобретенные
знания и
умения в
практической
речевой
деятельности.
Представление
о родном языке
как о
важнейшем
средстве
общения.

Знать общее
грамматическое
значение имен
прилагательных, их
морфологические и
синтаксические
признаки. Уметь
находить
прилагательные в
тексте.

Уметь выделять
общие и
индивидуальные
признаки объекта
и создавать на
этой основе
классификацию.

Практиче
ское
занятие.
Самостоя
тельная
работа.
Практиче
ское
занятие.
Самостоя
тельная
работа.

Уметь обобщать
информацию и
делать выводы;
умение выстроить
доказательство.

Стремление
совершенствов
ать и развивать
собственную
речь.

Дата
провед
ения

7-8

Глагол и его
морфологически
е свойства.

2

Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Практические
задания, направленные на
выявление уровня знаний о
глаголе. Морфологический
разбор. Вид, наклонение
глагола.

Тренингпрактику
м.
Тестовая
работа

9-10

Причастие и
деепричастие
как формы
глагола.

2

Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Правописание
причастий и деепричастий.
Употребление причастий и
деепричастий в речи.

Тренингпрактику
м.
Самостоя
тельная
работа.

11

Н и НН
суффиксах
причастий и
прилагательных.

1

Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Практическое
занятие, направленное на
отработку правописания
сложных случаев
употребления причастий и
прилагательных. Анализ
ошибок, связанных с

Составле
ние
таблицы.

Знать общее
грамматическое
значение глагола,
его
морфологические и
синтаксические
признаки. Уметь
находить глагол в
тексте. Уметь
определять
спряжение глаголов
с безударным
окончанием.
Знать
морфологические
признаки причастий
и деепричастий.
Уметь опознавать
причастия и
деепричастия. Знать
понятия причастный
и деепричастный
оборот, а также
порядок их
оформления на
письме. Уметь
употреблять
причастия и
деепричастия в речи.
Знать правила
употребления Н и
НН в разных частях
речи. Уметь
опознавать языковые
единицы, проводить
различные виды их
анализа.

Умение
систематизироват
ь информацию,
делать выводы.

Уметь
применять
полученные
знания в
практической
деятельности.

Уметь работать с
информацией,
представленной в
разных
источниках.
Уметь
систематизироват
ь информацию,
делать выводы.

Стремление
совершенствов
ать и развивать
собственную
речь.

Уметь
обосновывать
свой выбор;
Уметь применять
изученные
правила в
практической
деятельности.

Стремление
совершенствов
ать и развивать
письменную
речь.

употреблением –Н- -НН- в
суффиксах данных частей
речи.

12-13

Правописание
НЕ с разными
частями речи.

2

Актуализация знаний по
данной теме.

Практиче
ское
занятие.
Тестовые
задания.

14

Работа со
словарями
«Слитно или
раздельно?»

1

Коллективное составление
Группова
словаря наиболее часто
я работа
употребляемых в
литературоведении сложных
морфологических случаев.
Правописание частиц НЕ и НИ
с различными частями речи.

15

Различение
частиц НЕ и НИ
по смысловому
значению и по
синтаксической
функции.

1

Орфографический анализ
Тестовые
текста. Выявление и
задания
исправление орфографических
ошибок.

16-17

Наречие и его
морфологически

2

Сбор и актуализация знаний
по данной теме.

Тренингпрактику

Уметь соблюдать
основные правила
орфографии и
пунктуации в
практической
деятельности.
Знать правила
Уметь
употребления НЕ с
обосновывать
разными частями
свой выбор;
речи. Уметь
Уметь применять
опознавать языковые изученные
единицы, проводить правила в
различные виды их
практической
анализа.
деятельности.
Знать правила
Уметь
употребления НЕ и
обосновывать
НИ с разными
свой выбор;
частями речи. Уметь Уметь применять
различать созвучные изученные
части речи,
правила в
проводить
практической
морфемные анализ.
деятельности.
Знать правила
Уметь
употребления НЕ и
обосновывать
НИ с разными
свой выбор;
частями речи. Уметь Уметь применять
различать созвучные изученные
части речи,
правила в
проводить
практической
морфемные анализ.
деятельности.
Уметь выявить и
проанализировать
свои ошибки
после проверки
учителем.
Знать
Уметь работать с
морфологические
информацией,

Стремление
совершенствов
ать и развивать
письменную
речь.

Опыт
проведения
первых
научных
исследований

Стремление
совершенствов
ать и развивать
свою устную
письменную
речь.

Уметь
применять

е свойства.
Отличие
наречий от
омонимичных
частей речи.

Морфологические признаки
наречий. Правописание и
употребление наречий в речи.

м.
Самостоя
тельная
работа

18-19

Служебные
части речи.
Предлоги,
союзы.

2

Сбор и актуализация знаний
по данной теме. Сложные
случаи употребления
служебных частей речи.
Значение предлогов и союзов.

Группова
я работа

20-21

Различение
правописания
производных
предлогов и
самостоятельны
х частей речи.

2

Анализ текста с определением
частей речи. Анализ сложных
случаев употребления
предлогов.

Практиче
ское
занятие

22-23

Правописание
союзов, отличие
их от
омонимичных
сочетаний слов.

2

Актуализация знаний по
данной теме. Правописание и
употребление союзов в речи.
Союзные слова.

Практиче
ское
занятие

признаки наречий.
Уметь опознавать
наречия, отличать от
созвучных частей
речи. Знать правила
слитного, дефисного
и раздельного
написания наречий.
Уметь употреблять
наречия в речи.
Уметь различать
служебные части
речи. Знать признаки
союза и предлога.
Знать
классификацию
предлогов и союзов.
Уметь определять
способ образования
союзов и предлогов.
Уметь отличать
предлоги от других
частей речи.
Усвоение норм
употребления
производных
предлогов. Знать
алгоритм
морфологического
анализа предлога.
Уметь отличать
союзы от других
частей речи.
Усвоение норм
употребления

представленной в
разных
источниках.
Уметь
систематизироват
ь информацию,
делать выводы.

полученные
знания в
практической
деятельности.

Уметь работать с
информацией,
представленной в
разных
источниках.
Уметь
систематизироват
ь информацию,
делать выводы.

Уметь
применять
полученные
знания в
практической
деятельности.

Уметь выделять
общие и
индивидуальные
признаки объекта
и создавать на
этой основе
классификацию.
Уметь
обнаружить
противоречие, а
также выстроить
доказательство.
Уметь выделять
общие и
индивидуальные
признаки объекта
и создавать на

Стремление
совершенствов
ать и развивать
свою
письменную
речь.

Стремление
совершенствов
ать и развивать
свою у
письменную

сложных союзов и
союзных слов. Знать
алгоритм
морфологического
анализа союза.

24

Словосочетание.

1

Понятие об элементарной
синтаксической единице.
Классификация
словосочетаний. Виды
словосочетаний.

Тренингпрактику
м.
Тестовые
задания

25

Предложение и
его типы.

1

Актуализация знаний по
данной теме. Классификация
предложений. Задания,
направленные на отработку
умений.

Тренингпрактику
м.
Самостоя
тельная
работа.

26-27

Главные члены
предложения.

2

Подлежащее и сказуемое и
способы их выражения.
Односоставные и
двусоставные предложения.
Понятие о личном, безличном,
неопределенно-личном
предложении. Однородные
члены предложение.

Тренингпрактику
м.
Самостоя
тельная
работа

Уметь вычленять
словосочетание,
отличать от слова и
предложения. Знать
строение
словосочетания.
Знать
классификацию
словосочетаний, а
также виды
подчинительной
связи.
Знать основные
единицы языка, их
признаки. Уметь
строить
предложения с
учетом цели
высказывания,
эмоциональной
окраски. Знать виды
предложений.
Знать основные
единицы языка, их
признаки. Знать
основные способы
выражения главных
членов предложения.
Уметь определять
подлежащее и

этой основе
классификацию.
Уметь
обнаружить
противоречие, а
также выстроить
доказательство.
Уметь адекватно
воспринимать
информацию
устного и
письменного
сообщения.

речь.

Уметь работать с
информацией,
представленной в
разных
источниках.
Уметь
систематизироват
ь информацию,
делать выводы.

Установка на
понимание
собеседника, на
неагрессивное
речевое
поведение.

Уметь владеть
смысловым
чтением,
анализировать
полученную
информацию.

Умение
свободно
выражать свои
мысли.

Установка на
понимание
собеседника, на
неагрессивное
речевое
поведение.

сказуемое, способ их
выражения.
Знать
второстепенные
члены предложения
– дополнение,
обстоятельство,
приложение,
определение. Уметь
находить в
предложении
второстепенные
члены предложения.
Знать правила
постановки знаков
препинания при
прямой речи. Уметь
отличать прямую
речь от косвенной.

28-29

Второстепенные
члены
предложения.

2

Актуализация знаний по
данной теме. Виды
второстепенных членов
предложения. Дополнение,
определение, обстоятельство.

Тренингпрактику
м.
Самостоя
тельная
работа

30-31

Прямая речь и
косвенная речь.

2

Особенности постановки
знаков препинания в
предложениях с прямой
речью. Оформление прямой
речи на письме. Понятие
косвенной речи.

Составле
ние
таблицы.
Группова
я работа

32-33

Сложное
предложение.

2

Тренингпрактику
м.
Самостоя
тельная
работа

Знать
классификацию
сложного
предложения. Уметь
выполнять
синтаксический
разбор.

34

Защита
составленного
справочника.
Подведение
итогов.

1

Виды сложного предложения.
Причастный и деепричастный
обороты. Особенности
постановки знаков препинания
в предложениях, осложненных
причастным и деепричастным
оборотами, обращениями,
однородными членами
предложения. Употребление
сложноподчиненных союзов.
Представление собственного
грамматического справочника.

Презента
ция.

Знать основные
нормы русского
литературного
языка; соблюдать в
практике письма
основные правила

Осуществлять
выбор и
организацию
языковых средств
в соответствии с
темой, целями,
сферой и
ситуацией
общения.

Умение
свободно
выражать свои
мысли.
Стремление
совершенствов
ать свою речь.

Уметь
обосновывать
свой выбор;
Уметь применять
изученные
правила в
практической
деятельности.
Уметь применять
полученные
правила в
практической
деятельности.

Стремление
совершенствов
ать свою
письменную
речь.

Уметь
представлять
результаты своей
деятельности.
Уметь дать
характеристику и

Обучение
самооценке.

Стремление
совершенствов
ать свою речь.
Установка на
адекватное
восприятие
собеседника.

орфографии и
пунктуации.
ИТОГО

34

оценку своей
работе, а также
работе своих
товарищей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».