МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
и науки Пермского края
Муниципальное образование "Город Березники"
МАОУ СОШ
16
№
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Заместитель директора по УР
м
Протокол
1
Федулова Л.К.
№
от «30» августа
2023
г.
(*
от «31» августа
Кучумова
2023 г.
Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Растительный мир Прикамья»
для обучающихся 7 классов
город Березники 2023
Программа
Пояснительная записка
учебного курса «Растительный
мир
Прикамья»
для
обучающихся 7 классов составлена на основе требований к результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа учебного курса «Растительный мир Прикамья» направлена на
понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в
природе, закладывает основы экологической культуры, знаний краеведческого
материала. В программе учебного курса учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
В программе определяются основные цели изучения, планируемые
результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные:
- обучение учащихся системному познанию природных и социальных
процессов во взаимосвязи и взаимозависимости на различных уровнях их
реализации: личностном, региональном, глобальном;
- формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных
закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки
экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности
последствий вмешательства в природную среду;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного
отношения к ней;
- формирование умений объяснять роль экологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы,
последствия деятельности человека в природе;
- формирование экологической культуры в целях охраны окружающей среды.
Достижение целей программы обеспечивается решением следующих задач:
- приобретение обучающимися знаний о живой природе, особенностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о роли
экологии в практической деятельности людей;
- освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных
достижениях в области экологии, её анализ и критическое оценивание;
- воспитание экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.
Срок проведения занятий с сентября по май. Занятия проводятся один раз в
неделю по 1 часу.
Рабочая программа учитывает возможность получения знаний, в том
числе через практическую деятельность.
Воспитательный потенциал учебного курса «Растительный мир Прикамья»
реализуется через:
- формирование представления
окружающего мира;
у
обучающихся
целостной
картины
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке информацией;
- воспитание нравственных оценок, взглядов, представлений, системы
мировоззренческих понятий;
- творческую активность учащегося;
- активную мыслительную
инициативности;
работу
воображения,
самостоятельности,
- развитие потребности непрерывно познавать и творчески использовать
полученные знания в своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Растительный мир Прикамья»
Введение. Многообразие живых организмов, обитающих на территории
Пермского края.
Значение растений в природе и жизни человека.
Водоросли Прикамья, их особенности строения.
Мхи, хвощи, плауны, папоротники. Основные представители и их роль в
природе и жизни человека.
Голосеменные
растения.
Многообразие
голосеменных
растений
Прикамья. Пихта и ель - основные представители темнохвойной тайги. Сосна и
лиственница – основные представители светлохвойной тайги. Кустарники:
можжевельник, эфедра.
Цветковые
растения,
особенности
строения
покрытосеменных.
Систематика цветковых растений. Семейства двудольных: крестоцветные,
розоцветные,
бобовые,
пасленовые
и
сложноцветные.
Семейства
однодольных: злаковые, лилейные и луковые.
Лабораторная работа «Определение основных представителей семейств
покрытосеменных».
Культурные
и
дикорастущие
растения
Прикамья.
Лекарственные
растения. Правила сбора лекарственных растений.
Природные ландшафты Прикамья: горные леса, водоемы, болота, луга,
Кунгурская лесостепь,
лиственные, смешанные и хвойные леса. Биоценоз
городских ландшафтов. Характерная растительность ландшафтов.
Особо охраняемые территории Прикамья. Памятники природы Прикамья.
Роль памятников природы в охране растений. Заповедники Прикамья: Басеги и
Вишерский.
Растения Красной книги Прикамья.
Экскурсия «По экологической тропе».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «Растительный мир Прикамья»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Растения Прикамья»
на уровне основного общего образования:
Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
сформированность
их
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной познавательной деятельности, системы индивидуально
значимых и
общественно
приемлемых социальных и
межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
Метапредметные результаты
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Предметные результаты
- узнавать основные растения отделов, встречающихся на территории
Прикамья,
- соблюдать правила сбора лекарственных растений;
- характеризовать природные ландшафты и их растительность;
- знать особо охраняемые территории Прикамья, растения из Красной книги.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Наименование темы
Всего
часов
Введение
Значение растений в природе
и жизни человека.
Водоросли Прикамья, их
особенности строения.
Мхи, основные
представители и их роль в
природе и жизни человека.
Хвощи, плауны, папоротники.
Основные представители и их
роль в природе и жизни
человека.
Многообразие голосеменных
растений Прикамья.
Многообразие голосеменных
растений Прикамья.
Цветковые растения,
особенности строения
покрытосеменных.
Систематика цветковых
растений. Двудольные, их
семейства
Систематика цветковых
1
растений. Однодольные, их
семейства
Лабораторная работа
«Определение основных
представителей семейств
покрытосеменных».
Культурные и дикорастущие
растения Прикамья.
Лекарственные растения.
Правила сбора лекарственных
растений.
Природные ландшафты
Прикамья: горные леса, их
растительность
1
1
в том числе
теория
практ.
1
1
Дата
07.09.2023
14.09.2023
1
1
21.09.2023
1
1
28.09.2023
1
1
05.10.2023
1
1
12.10.2023
1
1
19.10.2023
1
1
26.10.2023
1
1
09.11.2023
1
16.11.2023
1
1
23.11.2023
1
1
30.11.2023
1
1
07.12.2023
1
1
14.12.2023
Природные ландшафты
Прикамья: луга, их
Растительность.
Природные ландшафты
16.
Прикамья: болота, их
растительность.
Растения Кунгурской
17.
лесостепи.
Лиственные и смешанные
18.
леса.
19.
Хвойные леса Прикамья.
20.
Растения водоёмов.
Биоценоз городских
21.
ландшафтов.
22.
Растения-пионеры.
Охраняемые территории
23.
Прикамья
Памятники природы
24.
Прикамья.
25.
Вишерский заповедник.
26.
Заповедник Басеги.
27-29. Растения Красной книги
Прикамья.
1
1
21.12.2023
1
1
28.12.2023
1
1
11.01.2024
1
1
18.01.2024
1
1
1
1
1
1
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
1
1
1
15.02.2024
22.02.2024
1
1
07.03.2024
1
1
3
1
1
3
Экскурсия «По
экологической тропе».
31.
Игра «Счастливый случай».
32-34. Резервное время
итого
1
1
14.03.2024
21.03.2024
04.04.2024
11.04.2024
18.04.2024
16.05.2024
1
3
34
1
23.05.2024
15.
30.
30
1
Литература для учащихся
1. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья.- Пермь: изд.
Книжный мир, 2001.
2. Верещагина В.А., Акулов А.А. и др. Растительный мир Прикамья – Пермь:
Кн. изд-во, 1988.
3. Шкараба Е.М. Деревья и кустарники Прикамья: определитель –справочник.Пермь: Книжный мир, 2003.