МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Муниципальное образование "Город Березники" МАОУ СОШ 16 № РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО Заместитель директора по УР м Протокол 1 Федулова Л.К. № от «30» августа 2023 г. (* от «31» августа Кучумова 2023 г. Е.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Растительный мир Прикамья» для обучающихся 7 классов город Березники 2023 Программа Пояснительная записка учебного курса «Растительный мир Прикамья» для обучающихся 7 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа учебного курса «Растительный мир Прикамья» направлена на понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, знаний краеведческого материала. В программе учебного курса учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения, планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные: - обучение учащихся системному познанию природных и социальных процессов во взаимосвязи и взаимозависимости на различных уровнях их реализации: личностном, региональном, глобальном; - формирование понятийного аппарата, обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду; - закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней; - формирование умений объяснять роль экологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; - формирование экологической культуры в целях охраны окружающей среды. Достижение целей программы обеспечивается решением следующих задач: - приобретение обучающимися знаний о живой природе, особенностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о роли экологии в практической деятельности людей; - освоение приёмов работы с информацией, в том числе о современных достижениях в области экологии, её анализ и критическое оценивание; - воспитание экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы. Срок проведения занятий с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Рабочая программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. Воспитательный потенциал учебного курса «Растительный мир Прикамья» реализуется через: - формирование представления окружающего мира; у обучающихся целостной картины - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке информацией; - воспитание нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий; - творческую активность учащегося; - активную мыслительную инициативности; работу воображения, самостоятельности, - развитие потребности непрерывно познавать и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Растительный мир Прикамья» Введение. Многообразие живых организмов, обитающих на территории Пермского края. Значение растений в природе и жизни человека. Водоросли Прикамья, их особенности строения. Мхи, хвощи, плауны, папоротники. Основные представители и их роль в природе и жизни человека. Голосеменные растения. Многообразие голосеменных растений Прикамья. Пихта и ель - основные представители темнохвойной тайги. Сосна и лиственница – основные представители светлохвойной тайги. Кустарники: можжевельник, эфедра. Цветковые растения, особенности строения покрытосеменных. Систематика цветковых растений. Семейства двудольных: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые и сложноцветные. Семейства однодольных: злаковые, лилейные и луковые. Лабораторная работа «Определение основных представителей семейств покрытосеменных». Культурные и дикорастущие растения Прикамья. Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Природные ландшафты Прикамья: горные леса, водоемы, болота, луга, Кунгурская лесостепь, лиственные, смешанные и хвойные леса. Биоценоз городских ландшафтов. Характерная растительность ландшафтов. Особо охраняемые территории Прикамья. Памятники природы Прикамья. Роль памятников природы в охране растений. Заповедники Прикамья: Басеги и Вишерский. Растения Красной книги Прикамья. Экскурсия «По экологической тропе». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Растительный мир Прикамья» Планируемые результаты освоения учебного курса «Растения Прикамья» на уровне основного общего образования: Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции; Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; Предметные результаты - узнавать основные растения отделов, встречающихся на территории Прикамья, - соблюдать правила сбора лекарственных растений; - характеризовать природные ландшафты и их растительность; - знать особо охраняемые территории Прикамья, растения из Красной книги. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Наименование темы Всего часов Введение Значение растений в природе и жизни человека. Водоросли Прикамья, их особенности строения. Мхи, основные представители и их роль в природе и жизни человека. Хвощи, плауны, папоротники. Основные представители и их роль в природе и жизни человека. Многообразие голосеменных растений Прикамья. Многообразие голосеменных растений Прикамья. Цветковые растения, особенности строения покрытосеменных. Систематика цветковых растений. Двудольные, их семейства Систематика цветковых 1 растений. Однодольные, их семейства Лабораторная работа «Определение основных представителей семейств покрытосеменных». Культурные и дикорастущие растения Прикамья. Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Природные ландшафты Прикамья: горные леса, их растительность 1 1 в том числе теория практ. 1 1 Дата 07.09.2023 14.09.2023 1 1 21.09.2023 1 1 28.09.2023 1 1 05.10.2023 1 1 12.10.2023 1 1 19.10.2023 1 1 26.10.2023 1 1 09.11.2023 1 16.11.2023 1 1 23.11.2023 1 1 30.11.2023 1 1 07.12.2023 1 1 14.12.2023 Природные ландшафты Прикамья: луга, их Растительность. Природные ландшафты 16. Прикамья: болота, их растительность. Растения Кунгурской 17. лесостепи. Лиственные и смешанные 18. леса. 19. Хвойные леса Прикамья. 20. Растения водоёмов. Биоценоз городских 21. ландшафтов. 22. Растения-пионеры. Охраняемые территории 23. Прикамья Памятники природы 24. Прикамья. 25. Вишерский заповедник. 26. Заповедник Басеги. 27-29. Растения Красной книги Прикамья. 1 1 21.12.2023 1 1 28.12.2023 1 1 11.01.2024 1 1 18.01.2024 1 1 1 1 1 1 25.01.2024 01.02.2024 08.02.2024 1 1 1 15.02.2024 22.02.2024 1 1 07.03.2024 1 1 3 1 1 3 Экскурсия «По экологической тропе». 31. Игра «Счастливый случай». 32-34. Резервное время итого 1 1 14.03.2024 21.03.2024 04.04.2024 11.04.2024 18.04.2024 16.05.2024 1 3 34 1 23.05.2024 15. 30. 30 1 Литература для учащихся 1. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья.- Пермь: изд. Книжный мир, 2001. 2. Верещагина В.А., Акулов А.А. и др. Растительный мир Прикамья – Пермь: Кн. изд-во, 1988. 3. Шкараба Е.М. Деревья и кустарники Прикамья: определитель –справочник.Пермь: Книжный мир, 2003.