МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Муниципальное образование "Город Березники" МАОУ СОШ 16 № РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО Заместитель директора по УР Протокол 1 Шумкова Н.А. № от «30» августа 2023г. р от «31» августа Кучумова 2023 г. Е.В. Рабочая программа «Финансовая грамотность» для обучающихся 5 классов город Березники, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; 3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». 4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015). «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи. Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; 1 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2 Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки – осознание необходимости развития в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Базовый уровень Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; Осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; Выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; 3 Находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; Приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; Актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; Обосновывать свою оценку поведения людей в конкретных ситуациях; Описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; Самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; Оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; Оценивать как свое финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; Самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ Базовые понятия Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Называть основные источники доходов семьи; Составлять задачи, требующие денежных расчетов; Считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; Описывать свойства предмета, играющего роль денег; 4 Объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; Называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учетом региона проживания; Объяснять, как формируется семейный бюджет; Подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); Подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; Объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: Осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс – мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; Соотносить вид страхования и его цель; Рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; Находить актуальную информацию о страховых компаниях и услугах. В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; Объяснять, как сбережения и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; Объяснять что такое страхование и для чего оно необходимо; 5 Описывать виды страхования; Приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; Высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Устанавливать и понимать причинно – следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; Оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь. Формы и методы организации учебно – познавательной деятельности При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий: Портфолио – это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т.е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио – осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности. На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует раздел «Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы. Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио: 1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т.д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта. 2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерск5ой с целью сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения ее (при необходимости). 3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов, рисунков, схем и т.д.) в форме выставки. 4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств. 5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения, 6 понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности. Практикум - это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого – либо вопроса курса; используется для формирования определенных умений и компетенций. Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приемами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованны следующие ситуации: Индивидуальное решение участниками конкретных финансовых задач с поиском информации на сайтах финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.; коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных ошибок при их решении, нахождение способов недопущения ошибок; взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами.для детей 5-6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является упрощенной. Мини - исследование - это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5-7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности.для проведения мини - исследования используется один - два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. подобные работы доступны и для учащихся 5 классов. Занятие - игра - это форма организации учебной деятельности, направленная на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определенным правилам, которые сообщаются участникам. 7 Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия: 1. выбирают игровые роли - например, членов семьи, продумывают "свои" желания, поступки в соответствии с ролью; 2. совершают игровые действия: - доходы семьи в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в везу на платной основе, возможности получения новых источников доходов; - расходы семьи в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки; - налоги семьи: подсчитать общую сумму налогов, что и каким образом семья получает за счет выплачиваемых налогов. 3. участвуют в групповой работе по игровому заданию: - изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объемам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг; - проводят мозговой штурм - какие расходы, доходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; - участвуют в межгрупповой дискуссии - выступления от имени семей с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы "экспертами"; 4. по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: "родители" ведут себя как взрослые, ограничивают желания "детей", аргументируют свои решения; "дети" руководствуются своими желаниями, эмоциями; 5. воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета. Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? Что стало личным достижением участия в игре? Как можно представить результаты игры в своем портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре. Учебная экскурсия - цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками. Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова: 1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчет по своему вопросу. 2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть получен в ходе экскурсии - например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её 8 деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчет. 3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или заданию. 4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в форме отчета, сочинения, схем, таблиц. 5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников. Учебное проектирование - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в оформлении активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по решению какой - либо практической проблемы, значимой для участников проекта. Учебный мини - проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и четкий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: - выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; - обсуждение, каким будет проектный продукт, как его подготовить; - подготовка проектного продукта в группе; - публичное представление подготовленного проектного продукта. В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретенного опыта. Методика оценивания образовательных достижений Основным объектом оценки при освоении курса "Финансовая грамотность" являются образовательные достижения учащихся - качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных 9 достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс "Финансовая грамотность": личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; способы оценивания, которые ориентированны на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыта грамотного финансового поведения. Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а так же требований ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обуславливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы "Финансовая грамотность" самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио. Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимися своего продвижения в достижении результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов: 1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т.е. образовательные результаты. 2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку. 3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку. 4. Осуществляется согласование оценок. Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной - "зачет/незачет" - или выражена в баллах по специально разработанной шкале. Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой 10 грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально. Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т.е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий, их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь. Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчеты, о проведенных мини исследованиях, доклады, учебные проекты, а также сама их защита. На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу. Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно - исследовательские конференции и т.д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трех составляющих самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях - базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трех выводов: 1. Результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне, что соответствует планируемым результатам блока «Учащиеся научатся»; 11 2. Результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне, что соответствует планируемым результатам блока "Учащийся получит возможность научиться"; 3. Результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. 12 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема занятия темы Вид занятия 5 КЛАСС Введение в курс «Финансовая грамотность» 1/1 Почему важно развивать свою финансовую грамотность Мастерская портфолио 2/2 От чего зависит благосостояние семьи Постановка учебной задачи 3/3 Учимся оценивать финансовое поведение людей Постановка учебной задачи 4/4 Учимся оценивать свое финансовое поведение Постановка учебной задачи Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5/1 Деньги: что это такое Практикум 6/2 Учебные мини – проекты «Деньги» Защита проектов 7/3 Из чего складываются доходы семьи Практикум 8/4 Учимся считать семейные доходы Практикум 9/5 Исследуем доходы семьи Мини - исследование 10/6 Учебные мини – проекты «Доходы семьи» Защита проектов 11/7 Как появляются расходы семьи Практикум 12/8 Учимся считать семейные расходы Практикум 13/9 Исследуем расходы семьи Практикум 14/10 Учебные мини – проекты «Расходы семьи» Мини - исследование 15/11 Как сформировать семейный бюджет Практикум 16/12 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» Занятие - игра 17/13 Учебные мини – проекты «Семейный бюджет» Защита проектов 18/14 Обобщение результатов изучения модуля 1 Контроль знаний 19/15 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» Выставка портфолио Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится 20/1 Почему возникают риски потери денег имущества и как от Практикум этого защитится 21/2 Что такое страхование и для чего оно необходимо Практикум 22/3 Что и как можно страховать Практикум Количество часов Дата План Факт 4 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 0 23/4 24/5 25/6 26/7 27/8 28/9 29/10 30-34 Ролевая игра «Страхование» Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит Как определить надежность страховых компаний Как работает страховая компания Учебные мини – проекты «Страхование» Обобщение результатов изучения модуля 2 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Резервные часы Занятие - игра Мини - исследование Практикум Учебная экскурсия Защита проектов Контроль знаний Выставка портфолио 1 1 1 1 1 1 1 5 Всего 34 1