РП Финансовая грамотность 5 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование "Город Березники"
МАОУ СОШ

16

№

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Заместитель директора по УР

Протокол

1

Шумкова Н.А.

№

от «30» августа

2023г.

р
от «31» августа

Кучумова
2023

г.

Е.В.

Рабочая программа
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 классов

город Березники, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для учащихся 5 - 9 классов разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность:
учебная программа. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
 формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье и обществе;
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование
собственного
бюджета,
предложение
вариантов
собственного заработка;
1

 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
 участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации
в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
 формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
диаграммы связей (интеллект-карты);
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий;
 самооценка и взаимооценка;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать
собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение,
аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
 понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в
экономике семьи;
 понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
 развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные
оценки
экономических
ситуаций,
определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое
поведение.
Личностные характеристики и установки – осознание необходимости
развития в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Определять цели развития собственной финансовой грамотности и
планировать способы их достижения;
 Осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность
со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для
достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
 Выдвигать версии решения проблем экономики семьи,
экономических отношений семьи и общества, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
3

 Находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
 Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в
конкретных ситуациях;
 Приводить примеры неграмотного финансового поведения и
моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
 Актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по
финансовой грамотности;
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
 Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от
многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии,
грамотного применения имеющихся финансовых знаний и
навыков;
 Обосновывать свою оценку поведения людей в конкретных
ситуациях;
 Описывать обязательные знания и умения, необходимые для
приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности;
 Самостоятельно определять цели и способы развития собственной
финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
 Оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей
семьи;
 Оценивать как свое финансовое поведение, так и финансовое поведение
других людей в решении повседневных финансовых задач;
 Самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой
грамотности.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Называть основные источники доходов семьи;
 Составлять задачи, требующие денежных расчетов;
 Считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о
его сбалансированности;
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
 Описывать свойства предмета, играющего роль денег;
4

 Объяснять назначение денег, в том числе историю их
возникновения;
 Называть регулярные и нерегулярные источники дохода,
направления расходов семьи, указывать их примерную величину с
учетом региона проживания;
 Объяснять, как формируется семейный бюджет;
 Подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и
услуги первой необходимости, товары длительного пользования,
товары текущего потребления);
 Подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на
обязательные платежи;
 Объяснять, из чего могут складываться планируемые и
непредвиденные расходы семейного бюджета.
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды
страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 Осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс –
мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
 Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Анализировать финансовые последствия особых жизненных
ситуаций для семьи;
 Соотносить вид страхования и его цель;
 Рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля,
жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой
компании;
 Находить актуальную информацию о страховых компаниях и
услугах.
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить
к снижению благосостояния семьи;
 Объяснять, как сбережения и страхование могут смягчить
последствия особых жизненных ситуаций;
 Объяснять что такое страхование и для чего оно необходимо;
5

 Описывать виды страхования;
 Приводить примеры добровольного страхования и указывать
примерную стоимость страховки;
 Высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном
бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Устанавливать и понимать причинно – следственные связи между
особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
 Оценивать финансовые преимущества использования страхования для
сокращения финансовых потерь.

Формы и методы организации учебно – познавательной
деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно
использовать следующие формы занятий:
Портфолио – это оформленное собрание фотографий, документов, образцов
работ, проектов, т.е. самопрезентация образовательных достижений. Цель
проведения мастерской и выставок портфолио – осознание школьниками
своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления
личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут
быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует раздел «Моя
финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио
поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе),
указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие,
исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок
портфолио:
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как
способу представления достижений. Работа с материалом по темам (с
таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками
заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т.д.) и оформление
аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерск5ой с целью
сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения
и дополнения ее (при необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности
(текстов, рисунков, схем и т.д.) в форме выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата,
испытанных чувств.
5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области
финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это
позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения,
6

понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить
задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
Практикум - это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого – либо вопроса курса; используется для
формирования определенных умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий
тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области
финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приемами и
способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения
устанавливать связи между различными экономическими понятиями,
иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными
примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой
форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В
ходе практикума могут быть организованны следующие ситуации:
 Индивидуальное решение участниками конкретных финансовых задач с
поиском информации на сайтах финансовых организаций, пенсионного
фонда, налоговой службы и др.;
 коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление
типичных ошибок при их решении, нахождение способов недопущения
ошибок;
 взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и
точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают
ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами.для детей 5-6
класса ситуация максимально приближена к реальной, но является
упрощенной.
Мини - исследование - это форма организации учебного занятия, реализуемая
на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как
индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку
проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и
анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что
учащиеся 5-7 классов находятся на разных этапах освоения этой
деятельности.для проведения мини - исследования используется один - два
источника, результаты представляются в простой форме, например в виде
таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. подобные работы
доступны и для учащихся 5 классов.
Занятие - игра - это форма организации учебной деятельности,
направленная на освоение школьниками
практического опыта
взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной
игровой ситуации.
каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и
проходит по определенным правилам, которые сообщаются участникам.
7

Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.
В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1. выбирают игровые роли - например, членов семьи, продумывают "свои"
желания, поступки в соответствии с ролью;
2. совершают игровые действия:
- доходы семьи в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал
учебу в везу на платной основе, возможности получения новых
источников доходов;
- расходы семьи в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых,
необходимость совершения крупной покупки;
- налоги семьи: подсчитать общую сумму налогов, что и каким образом
семья получает за счет выплачиваемых налогов.
3. участвуют в групповой работе по игровому заданию:
- изучают источники информации по средним заработным платам, ценам
на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и
объемам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг;
- проводят мозговой штурм - какие расходы, доходы, налоги могут быть в
условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию;
- участвуют в межгрупповой дискуссии - выступления от имени семей с
представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы,
оценка работы "экспертами";
4. по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои
роли: "родители" ведут себя как взрослые, ограничивают желания "детей",
аргументируют свои решения; "дети" руководствуются своими желаниями,
эмоциями;
5. воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя
родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова
общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится
итог: чему в этой игре научились? Что стало личным достижением участия в
игре? Как можно представить результаты игры в своем портфолио?
Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия - цель её заключается в обеспечении условий для
непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным
фондом, страховыми компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова:
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет
задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и
наглядный отчет по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой
результат должен быть получен в ходе экскурсии - например, понаблюдать,
как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её
8

деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать
результаты экскурсии и оформить отчет.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации
по своему вопросу или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть
организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на
экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в
форме отчета, сочинения, схем, таблиц.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять
во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря
анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему
знаний школьников.
Учебное проектирование - одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении
школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области
финансов, в оформлении активной жизненной позиции и ответственности.
Учебное проектирование в курсе - это совместная учебно - познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся - партеров, имеющих общую
цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на
достижение общего результата по решению какой - либо практической
проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини - проект обязательно должен иметь ясную, реально
достижимую цель и четкий план действий. Реализация плана работы над
проектом обычно включает:
- выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость
и интересна участникам проектной группы;
- обсуждение, каким будет проектный продукт, как его подготовить;
- подготовка проектного продукта в группе;
- публичное представление подготовленного проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и
показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в
решении проблемы, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации
- важнейшая
сторона работы над проектом, которая предполагает
рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и
приобретенного опыта.

Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса "Финансовая грамотность"
являются образовательные достижения учащихся - качество сформированных
образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают
личностные, метапредметные и предметные достижения.
Особенность
оценивания
результатов
освоения
дополнительной
образовательной программы заключается в оценке образовательных
9

достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не
должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся,
осваивающих курс "Финансовая грамотность":
 личностные достижения обучающихся как позитивно значимые
изменения качества личности, которые возникают в ходе становления
финансовой грамотности школьников;
 способы оценивания, которые ориентированны на создание ситуаций,
приближенных к реальной жизни, где учащиеся
могут
продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыта
грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а так
же требований ФГОС ООО, которые, в частности, исключают
персонифицированную оценку личностных достижений, обуславливают
приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы
"Финансовая грамотность" самооценки и портфолио. Оценка педагогом
образовательных достижений учащихся становится инструментом определения
направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и
оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимися своего
продвижения в достижении результатов и корректировку своей
образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов:
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того
или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты
деятельности по выполнению задания, т.е. образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и
результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же
критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой
форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать
целостную картину объективного продвижения учащегося в области
становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и
средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает
учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как
средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на
основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть
дуальной - "зачет/незачет" - или выражена в баллах по специально
разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио
позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения
личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой
10

грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку
и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а
в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и
проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов
на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т.е.
помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в
освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к
развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки
являются результаты выполнения учащимися практических заданий, их участия
в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения
заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе
презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного
оценивания являются аналитические материалы, отчеты, о проведенных мини исследованиях, доклады, учебные проекты, а также сама их защита. На
занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся
выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу
качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно
осуществляется на специальном занятии с использованием материалов
портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют
итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней
сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио,
олимпиады, учебно - исследовательские конференции и т.д. Итоговая оценка
качества освоения программы складывается из трех составляющих самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки
педагога.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам,
представленным в данной программе, оценивание образовательных
достижений осуществляется на двух уровнях - базовом и повышенном. При
этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в
случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трех
выводов:
1. Результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на
базовом уровне, что соответствует планируемым результатам блока
«Учащиеся научатся»;
11

2. Результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне, что соответствует планируемым результатам блока
"Учащийся получит возможность научиться";
3. Результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

12

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятия
темы

Вид занятия

5 КЛАСС
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1/1
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
Мастерская портфолио
2/2
От чего зависит благосостояние семьи
Постановка учебной задачи
3/3
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Постановка учебной задачи
4/4
Учимся оценивать свое финансовое поведение
Постановка учебной задачи
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
5/1
Деньги: что это такое
Практикум
6/2
Учебные мини – проекты «Деньги»
Защита проектов
7/3
Из чего складываются доходы семьи
Практикум
8/4
Учимся считать семейные доходы
Практикум
9/5
Исследуем доходы семьи
Мини - исследование
10/6
Учебные мини – проекты «Доходы семьи»
Защита проектов
11/7
Как появляются расходы семьи
Практикум
12/8
Учимся считать семейные расходы
Практикум
13/9
Исследуем расходы семьи
Практикум
14/10 Учебные мини – проекты «Расходы семьи»
Мини - исследование
15/11 Как сформировать семейный бюджет
Практикум
16/12 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Занятие - игра
17/13 Учебные мини – проекты «Семейный бюджет»
Защита проектов
18/14 Обобщение результатов изучения модуля 1
Контроль знаний
19/15 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Выставка портфолио
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится
20/1
Почему возникают риски потери денег имущества и как от Практикум
этого защитится
21/2
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Практикум
22/3
Что и как можно страховать
Практикум

Количество
часов

Дата
План

Факт

4
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1

0

23/4
24/5
25/6
26/7
27/8
28/9
29/10
30-34

Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Как определить надежность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини – проекты «Страхование»
Обобщение результатов изучения модуля 2
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься»
Резервные часы

Занятие - игра
Мини - исследование
Практикум
Учебная экскурсия
Защита проектов
Контроль знаний
Выставка портфолио

1
1
1
1
1
1
1
5
Всего 34

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».