АООП НОДА 6.1. МАОУ СОШ № 16

Содержание
1.

2.

3.

Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цели реализации ООП НОО
1.3.
Принципы реализации ООП НОО
1.4.
Планируемые результаты освоения ООП НОО
1.5.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП НОО
Содержательный раздел
2.1.
Рабочие программы по учебным предметам
2.11. Программа формирования универсальных учебных действий
2.11.1. Пояснительная записка
2.11.2. Характеристика универсальных учебных действий
младших школьников
2.11.3. Связь УУД с содержанием учебных предметов
2.12. Рабочая программа воспитания
2.12.1. Пояснительная записка
2.12.3. Целевой раздел
2.12.3. Содержательный раздел
2.12.4. Организационный отдел
Организационный раздел
3.1.
Учебный план начального общего образования
3.2.
Календарный учебный график
3.3.
План внеурочной деятельности
3.4.
Система условий реализации программы начального общего
образования
3.4.1.
Кадровые
условия
реализации
основной
образовательной программы начального общего
образования
3.4.2.
Психолого-педагогические
условия
реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
3.4.3.
Финансово-экономические
условия
реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
3.4.4.
Информационно-методические условия реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
3.4.5.
Материально-технические
условия
реализации
основной образовательной программы начального
общего образования
3.4.6.
Механизмы достижения целевых ориентиров в
системе условий (дорожная карта)

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 6.1
1.1.
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа № 16 (далее - Школа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с учетом образовательных
потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 6.1) Школы представляет собой комплекс
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной
составляющей,
обеспечивающей
духовно-нравственное,
социальное,
интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития
обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического
развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию
нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ).
1.2.
Цель АООП НОО (вариант 6.1) Школы: обеспечение
достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 6.1) на основе комплексного психологопедагогического сопровождения обучающихся с НОДА.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
• духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
• формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
• создание условий для охраны и укрепления физического, психического
здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• формирование
опыта этически и экологически обоснованного
поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к
человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и
сотрудничества;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
3

Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант
6.1) предусматривает решение специальных задач:
• оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
• выявление
особых образовательных потребностей детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
обусловленных
особенностями их физического и (или) психического развития;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• обеспечение
возможности освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы
начального и основного общего образования на доступном им уровне и
их интеграцию в образовательном учреждении;
• обеспечение возможности детям с ограниченными возможностями
здоровья для успешной социализации;
• поддержание интереса в решении задач личностного самоопределения и
саморазвития обучающихся;
• оказание помощи обучающимся в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении.
1.3.
Принципы реализации АООП НОО (вариант 6.1):
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• учет типологических, психофизиологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие
личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей обучающегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей, обучающихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания
образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами
доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и
4

учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
• принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 6.1) разработана с учетом психологопедагогической характеристики обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со
значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии
опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю.
Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М.
Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования
разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в
большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории
детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с
НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное
определение наиболее актуальных проблем его развития, своевременное
оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности,
необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически
ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология,
основанная на оценке сформированности познавательных и социальных
способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1. – дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
В основу реализации АООП НОО (вариант 6.1) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
5

Деятельностный подход обеспечивает создание условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД,
успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Дифференцированный
подход
предполагает
учет
особых
образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (НОДА). Выделяют
общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые
для обучающихся с НОДА.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ
относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
• выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
• получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций
общего
или
специального
типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА:
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих
в
Программе,
адресованной
традиционно
развивающимся сверстникам;
• необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и
•

6

ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных
путей» обучения;
• индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи
(в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает
необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
АООП НОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА
предусматривает различные варианты специального сопровождения
обучающихся данной категории:
• обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся
с НОДА (вариант 6.1);
• обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения;
• организация
коррекционно-развивающих
занятий
педагогами,
специалистами сопровождения Школы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся
(участников образовательных отношений):
• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в Школе;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
АООП НОО, установленными законодательством Российской
Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной
программы составляет четыре года. Для обучающихся с НОДА нормативный
срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ТППК).
1.4. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО
В соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования
обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательным
процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО,
соответствуют ООП НОО.
1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных,
7

метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку
обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Система оценок и промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов
закреплена в «Положении о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся».
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам
обучения, в образовательном учреждении разработана система оценки
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования школы, которая представлена в
виде описания системы внутренней оценки деятельности школы, педагогов,
обучающихся.
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
Отличительной особенностью оценки достижения планируемых
результатов обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, являются: комплексный подход к оценке результатов (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов результатов
начального общего образования):
• использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в
• качестве содержательной и критериальной базы оценки;
• оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов
на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в
способности
к выполнению учебно-практических и учебнопознавательных задач;
• оценку наряду с академическими знаниями навыков жизненной
компетенции обучающихся;
• оценку динамики образовательных достижений обучающихся:
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
• уровневый подход в оценке достижения планируемых результатов;
• использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей
динамику
индивидуальных
достижений
обучающихся;
• использование наряду со стандартизированными и письменными или
устными работами таких методов оценки как проекты, практические и
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение;
• использование учителем специальной и подробной шкалы оценок для
выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка, учет
данных достижений.
8

Достижение планируемых результатов разделов «Личностные
результаты», Метапредметные результаты», «Предметные результаты»
обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса:
учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана,
внеурочной деятельности, программ дополнительного образования,
реализуемых семьей и школой.
Внутренняя система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы основного начального образования предполагает
проведение в рамках промежуточной аттестации контрольных работ:
1) итоговая работа по русскому языку (диктант и итоговая работа);
2) итоговая работа по математике;
3) тест по окружающему миру:
4) проверка навыков скоростного и выразительного чтения и пересказа
текста;
5) проекты по изо, технологии, музыке;
6) сдача нормативов по физической культуре (творческие проекты)
7) итоговая работа по литературному чтению;
8) тест по иностранному языку;
9) тест по ОРКСЭ.
Оценка
метапредметных
результатов:
познавательных,
регулятивных, коммуникативных осуществляется в рамках интеграции
всех видов контроля, внутришкольного контроля, промежуточной
аттестации, текущего контроля.
В целях эффективности внутренней оценки достижения
планируемых результатов учащимися школы 1 ступени обучения
предусмотрено осуществление обратной связи через:
• информированность педагогов об эффективности педагогической
деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебновоспитательного процесса) обучающихся, об их личных достижениях
(индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио)
родителей о достижениях детей.
• обеспечение мотивации на обучение, ориентацию на успех, поощрение
даже незначительного продвижения обучающихся, отметка сильных
сторон, возможность позволять продвигаться в собственном темпе.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки выпускников на ступени начального общего
образования выступает достижение планируемых результатов из раздела
«Личностные учебные действия»: самоопределение, смыслоообразование,
морально-этическая ориентация
Содержание оценки личностных результатов:
• сформированность внутренней позиции обучающегося;
• сформированности основ гражданской идентичности;
• сформированности самооценки;
• сформированности мотивации учебной деятельности;
9

• знание моральных норм и сформированности морально-этических
суждений, способности к решению моральных проблем на основе
децентрации.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует
блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты
выпускников на ступени начального общего образования в полном
соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
В
рамках системы внутренней оценки осуществляется ограниченная
оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью
отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и
конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Оценка метапредметных результатов
Объектом оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования служит сформированность у
обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, содержание которых представлено в разделах
планируемых результатов ООП НОО: «Регулятивные учебные действия»,
«Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные
действия», «Чтение: работа с информацией».
Основное содержание оценки метапредметных результатов: оценка
умения учиться, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок.
• проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение
осуществлять
информационный
поиск,
сбор
и выделение существенной информации из различных
информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых;
• объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и
практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем;
10

• принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке УУД
для обучающихся с НОДА в том, что их оценка осуществляется по заданиям
представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные
работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной
основе, так и в отдельную диагностику, которую проводят как учителя, так
и специалисты образовательной организации (учителя-дефектологи-,
учителя-логопеды):
• диагностические задания, в которых оценивается конкретное
универсальное действие и это действие выступает как результат задания
в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные
учебные действия являются инструментальной основой, от того, как
владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями
зависит успешность выполнения работы;
• задания в комплексной работе, которые позволяют оценить
универсальные учебные действия на основе навыков работы с
информацией.
• контроль метапредметных результатов, формируемых в рамах
внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения
комплексной контрольной работы на межпредметной основе,
диагностики,
проводимой
администрацией,
психологом,
педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной
деятельности, контроля состояния преподавания по классам.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или
опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных
действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка
сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным
предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов,
представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном
соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием
средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на
основе метапредметных действий.
Содержательной и критериальной базой оценки предметных
результатов служат планируемые результаты начального образования
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального
общего образования, результаты которой используются при принятии
решения о возможности или невозможности продолжения обучения на
11

следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и
метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится»
В начальной школе используются три вида оценивания:
• стартовая диагностика,
• текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
• итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (на входе) основывается на результатах
мониторинга общей готовности учащихся к обучению на определенном
уровне.
В текущем оценивании используются субъективные или экспертные,
методы
(наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы,
основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими
и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью
получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения
в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание
в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей
накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях
школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы
основных понятий и предметных учебных навыков, но и такие достижения
ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли,
освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков
работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие
индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу
обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее
существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и
т.д.
Итоговая оценка складывается из накопленной оценки и оценки за
стандартизированные итоговые работы.
Итоговые комплексные работы, которые разработаны для всех классов
начальной школы с 1 по 4 класс, имеют схожую структуру и строятся на
основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд
заданий по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру.
Итоговая работа состоит из 2 частей – основной (обязательной для
выполнения всеми учащимися) и дополнительной (выполняется ребенком по
желанию). Задания дополнительной части имеют более высокую сложность.
Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не
подлежат. Из 5 заданий в дополнительной части первоклассник для получения
поощрительных баллов может выполнить, как минимум, три по своему
выбору.
12

Всего предлагается 4 варианта комплексной работы. Первый и второй
вариант равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали
высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение
всего первого года, им целесообразно предложить 4 вариант, задания в
котором несколько сложнее.
Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в
учебный процесс, целесообразно предложить 3 вариант. Задания 3 варианта
несколько упрощены.
Целесообразно в зависимости от уровня подготовки класса затратить на
проведение работы 2,3 или даже 4 урока, в течение которых учащиеся могут
работать в своем индивидуальном темпе по 20-25 минут на каждом уроке.
Проведение работы. Общая организация. Методика проведения.
При проведении работы следует придерживаться следующих правил:
• выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной
атмосфере;
• все учащиеся должны выполнить задания основной части работы;
• задания дополнительной части выполняются по желанию ученика, к
ней разрешается приступить только после окончания работы над
основной частью;
• все учащиеся должны находиться в равных условиях и при
необходимости получать стимулирующую и направляющую их
действия помощь;
• учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь
ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос;
указать задание, выполненное с ошибкой, помочь обнаружить
сделанную ошибку или восстановить ход рассуждения и т.п.)
Наиболее целесообразно выделить на проведение работы три урока в
течение одной недели, например, второй или третий урок во вторник, среду и
четверг. Во вторник на 2 или 3 уроке дети получают краткий пятиминутный
инструктаж и затем в течение 25 минут работают над заданиями основной
части. В среду, также на 2 или 3 уроке и тоже в течение 25 минут подавляющее
большинство детей заканчивают работу над заданиями основной части и
приступают к выполнению дополнительных заданий. Отдельные учащиеся
при желании могут закончить работу над заданиями комплексной работы в
четверг, в то время, как остальные дети получают задания, над которыми
работают индивидуально или в группах.
Перед началом работы учитель кратко напоминает учащимся основные
правила выполнения работы, записи ответов и взаимодействия с учителем;
затем раздаются варианты заданий (для проведения работы можно
использовать от 2 до 4 вариантов; если класс однородный, целесообразно взять
первые и вторые варианты); затем учащиеся приступают к выполнению
работы, взаимодействуя с учителем в соответствии с установленными
правилами:
13

• все учащиеся начинают одновременно с выполнения первого задания
(учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и незаметно для
учащихся следит за временем, отмечая временной интервал в 1 минуту);
• по повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они
дочитали текст.
• если ребенок прочитал текст быстрее, он ставит особый условный
знак, о котором все договариваются заранее.
• после того, как текст прочитан, учащиеся начинают выполнять
остальные задания, продвигаясь в своем темпе.
Формы оказания помощи детям.
Оказание помощи детям не только допустимо, но и необходимо.
Основными формами служат:
• мягкий, ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения работы
учащимися, своего рода «подстраховка»; необходима, поскольку не все
учащиеся в состоянии «удерживать рамку» задания;
• общая стимулирующая и направляющая помощь детям, их поощрение и
поддержка в ходе выполнения заданий;
• ответы на вопросы учеников, направляющая помощь при возникающих
затруднениях.
В ряде случаев целесообразно сообщить ученику, что вам кажется, что
не все задания он выполнил правильно, и предложить проверить все еще раз.
Если у детей возникает вопрос или затруднение, следует оказать им
более действенную помощь: например, уточнить способ и последовательность
действий, посоветовать использовать какой- либо специальный прием.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков
физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в
зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы: основную,
подготовительную и специальную медицинскую.
Специальная медицинская группа (далее СМГ) условно
подразделяется на две подгруппы:
«А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебнооздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную
группу;
«Б» - обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми
заболеваниями).
Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья,
которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут
сравниваться со здоровыми детьми. Общий объём двигательной активности
и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть
снижены по сравнению с объёмом нагрузки для учащихся основной и
подготовительных групп.
В тоже время несмотря на низкий исходный уровень физической
подготовленности учащихся СМГ регулярные занятия физической
культурой (адаптивной) небольшого объёма и интенсивности позволяют
14

вскоре заметить положительную динамику в развитии их физических
возможностей и общем оздоровлении.
Кроме того, каждый из обучающихся СМГ имеет выбор ограничений
двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его
заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на
степень развития двигательных навыков.
В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся
СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной
группы нельзя.
Для обучающихся СМГ в первую очередь необходимо оценивать их
успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального
двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо
соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать
достоинства обучающихся, использовать отметку таким образом, чтобы она
способствовала их развитию, стимулировала их на дальнейшие занятия
физической культурой.
Итоговая оценка по физической культуре в группах СМГ выставляется
с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики
физической подготовленности и прилежания.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО
Школы, используется метод экспертной оценки (заключения специалистов
ППк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медикопедагогического консилиума (ППк), работающих с ребенком.
Портфель достижений как инструмент оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки
является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник
работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс
и достижения в различных областях. При этом материалы портфеля
достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки,
например, при проведении аттестации педагогов.
Портфель достижений – это современная эффективная форма
оценивания и действенное средство для решения ряда важных педагогических
задач.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты,
достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных
формах
активности:
творческой,
социальной,
коммуникативной,
физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в
рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, который
используется для оценки достижения планируемых результатов начального
общего образования включены следующие материалы:
15

Выборки детских работ – формальных и творческих, – выполненных в
ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в
ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых
в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как ее
общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного
образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых
стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы
должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более
высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода
работ могут быть:
• по русскому, языку и литературному чтению, иностранному языку –
диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на
произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических
высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы
детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
• по математике – математические диктанты, оформленные результаты
мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов
(демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств,
выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и
рефлексии и т.п.;
• по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные
результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи
устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и
т.п.;
• по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к
музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты
собственного творчества, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
• по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской
деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний,
продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и
т.п.;
• по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской
деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно
составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений,
материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения
универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных
классов (выступающие и в роли «учителя-предметника», и в роли классного
16

руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор
воспитательной
работы
и
другие
непосредственные
участники
образовательного процесса.
Материалы, характеризующие достижения обучающихся во
внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Оценка портфеля достижений ведется на критериальной основе.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его
превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся,
выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны
ближайшего развития».
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе
материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных
способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности
к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности –
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы,
характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой
деятельности.
Периодически учителем совместно с учащимися и родителями
проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить:
-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
-какой предмет ребёнку интереснее других;
-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный
прогресс ученика);
-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
- какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц,
четверть, год).
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся
включаются:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
-ребёнок (работает с «тетрадью успехов» (дневником) и видит свои
результаты);
-родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).

17

Поэтому в последующих классах (2-4) оценочная деятельность
осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик,
родитель) учебного процесса на новом уровне.
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от
начального к основному общему образованию
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании»
государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается.
Итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный прогресс в
образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные
данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной
оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум,
трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы
на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует
выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику
образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за
итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения
обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а
также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе
формирования универсальных учебных действий делаются следующие
выводы о достижении планируемых результатов:
• Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующей ступени
общего образования, и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами
данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы
оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем
основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине
разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты
выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не
менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от
максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
• Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для
продолжения образования на следующей ступени общего образования,
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы
оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем
основным разделам учебной программы как минимум с оценкой
«удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ
18

свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового
уровня.
• Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными
действиями, необходимыми для продолжения образования на
следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы
оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем
основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых
работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий
базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися Основной
образовательной программы начального общего образования и переводе на
следующую ступень общего образования принимается педагогическим
советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о
достижении планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Решение о переводе
обучающегося на следующую ступень общего образования принимается
одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника,
в которой:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества
выпускника;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного
развития с учётом как достижений, так и психологических проблем
развития ребёнка;
• даются
психолого-педагогические
рекомендации,
призванные
обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей
ступени обучения.
В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не
позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых
результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования
принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных
достижений выпускника и контекстной информации об условиях и
особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур,
устанавливаемых Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть
подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными
показателями.
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО
(вариант 6.1) обучающихся с НОДА (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения АООП
19

НОО (вариант 6.1) дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые
результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с
НОДА по АООП НОО (вариант 6.1), соответствуют ООП НОО Школы. В
учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты
начального общего образования для обучающихся с НОДА по АООП НОО
(вариант 6.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей
области.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО (вариант 6.1) соответствуют требованиям к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП
НОО Школы.
2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы по учебным предметам.
Рабочие программы по всем учебным предметам полностью
соответствуют ФГОС НОО и ООП НОО школы.
2.2.
Программа формирования универсальных учебных
действий
Программа формирования УУД полностью соответствует программе
формирования УУД ООП НОО школы.
2.3. Рабочая программа воспитания.
Рабочая программа воспитания полностью соответствует рабочей
программе школы
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план
1-4 классы
Пояснительная записка
Цель учебного плана - обеспечить стабильное функционирование внутришкольной
системы начального общего образования в соответствии с ее целями и задачами,
структурой и ориентацией на Программу развития школы.
Обязательные предметные области и учебные предметы для обучающихся НОДА
вариант 6.1. соответствуют положениям учебного плана в ООП НОО.
Во внеурочную деятельность включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного
обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
Учебный план МАОУ СОШ № 16 на 2023-2024 учебный год обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, предусматривает: 4летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования.
Учебный план для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
20

учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами МАОУ СОШ №16.
Обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь
период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана:
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных
для изучения учебных предметов.
21

Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
- «Русский язык и литературное чтение»;
- «Иностранный язык»;
- «Математика и информатика»;
- «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»;
- «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Искусство»;
- «Технология»;
- «Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1
ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов
«Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных
предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
- «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской этики
по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2023-2024 уч.г.
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»
(протокол родительского собрания от 04.04.2023).
22

В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности интегрируется с
учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения непрерывности курса и
формирования у учащихся системных знаний о здоровом образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16 по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
План внеурочной деятельности формируется из расчета до 10 часов внеурочной
деятельности в неделю (не более 5 часов) и часов коррекционно­ развивающей области (не
менее 5 часов).
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
МАОУ СОШ №16.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992,
и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся» МАОУ
СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 1-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В 1 классе
оценивание словесное (уровневое).
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:

23

Класс Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
4

Форма промежуточной аттестации
Периодичность
Всероссийская проверочная работа (в случае 1 раз в конце
отмены – форма заменяется на контрольную учебного года
работу)
Контрольная работа
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Основы
религиозных По итогам текущей успеваемости
культур и светской этики

Учебный план на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 4 классе (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1) (домашнее
обучение)
Учебные
Количество часов в неделю Вс
Предметные области предметы
его
классы
4
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)

5
4

5
4

2

2

Математика

4

4

Окружающий мир

2

2

1

1

1
1

1
1

1
2
23

1
2
23

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство

Технология
Физическая культура

Технология
Физическая культура
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающие занятия
Внеурочная деятельность
Итого:
Всего:

-

5
2
7
30

5
2
7
30
24

3.2.

Календарный учебный график.

Годовой календарный учебный график является документом, регламентирующим
организацию образовательного процесса в МАОУ СОШ № 16.
Организационно – педагогические условия.
Учебный план МАОУ СОШ № 16 на 2023-2024 учебный год обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Продолжительность учебного года
• для учащихся 1 классов – 33 учебные недели;
• для учащихся 2-4 классов – 34 учебные недели.
Продолжительность учебных периодов
• делится на четверти
Учебный год для 1-4 классов:
• начинается – 01 сентября 2023 года;
• заканчивается – 24 мая 2024 года.
1 классы (5- дневная рабочая неделя)
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год

Начало окончание
четверти
01.09.2023-27.10.2023
07.11.2023-29.12.2023
09.01.2024-17.02.2024
26.02.2024-22.03.2024
01.04.2024-24.05.2024
01.09.2023-24.05.2024

Количество
учебных недель
8
8
10
8
33

Количество
рабочих дней
41
39
49
36
165

2-4 классы (5- дневная рабочая неделя)
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год

Начало окончание
четверти
01.09.2023-27.10.2023
07.11.2023-29.12.2023
09.01.2024-22.03.2024
01.04.2024-24.05.2024
01.09.2023-24.05.2024

Количество
учебных недель
8
8
11
7
34

Количество
рабочих дней
41
39
54
36
170

25

Продолжительность каникул
Каникулярный период

Классы

Начало и окончание каникул

Количество
дней

Осенние каникулы

1-4 классы

28.10.2023 – 06.11.2023

10 дней

Зимние каникулы

1-4 классы

30.12.2023 -08.01.2024

10 дней

Весенние каникулы

1-4 классы

23.03.2024 -31.03.2024

9 дней

1 классы
(дополнительные
каникулы)
2-4 классы

17.02.2024 - 25.02.2024

9 дней

ИТОГО:

29 дней

1 классы

38 дней

Летние каникулы

1-4 классы

99 дней

ИТОГО:

2-4 классы

128 дней

1 классы

137 дней

25.05.2024 -31.08.2024

Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы
начального общего образования по итогам 2023-2024 учебного года, без прекращения
образовательного процесса.
Класс
2-4 классы
Ликвидация академической
задолженности

Период проведения промежуточной
аттестации
15.04.2024 - 15.05.2024
1 срок - 16.05.2024-24.05.2024
2 срок – 01.09.2024-15.09.2024

Продолжительность учебной недели:
1-4 классы – пятидневная учебная неделя.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям и
составляет:
Классы
Максимальная нагрузка, часов

I
21

II

III

IV

23

23

23

Обучение в 1-4 классах осуществляется в две смены:

1 смена –1а, 1б, 1в, 1г, 2а, 2б, 2в, 2г, 3д, 4а,4в.
2 смена – 3а, 3б, 3в, 3г, 4б, 4г.
Начало занятий в 8 часов 00 минут.
Продолжительность урока составляет:

26

- в 1 классе — используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока
по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
- во 2-4-х классов 40 минут.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
• для учащихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
• для учащихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.

3.3. План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности полностью соответствует плану
внеурочной деятельности ООП НОО школы.
3.4. Система условий реализации ООП НОО
Система условий и механизмы достижений целевых ориентиров в системе
условий полностью соответствуют ООП НОО школы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».