РП ВД ООО Волонтер

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы по внеурочной деятельности «Волонтерский отряд Крылья» (далее – Программа) для учащихся 5-9 классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 16 (далее по тексту – школа) является:
Нормативное основание для формирования программы по внеурочной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями
приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС)
основная образовательная программа (далее – ООП) школы реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Актуальность: Данная программа представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований
к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования
как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать
выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм,
направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических
взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного
желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления
новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтеры (от
англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не
по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы
людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана,
как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
подростка навязанной извне.
Программа адресована обучающимся 5-9 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 час в неделю.
Цель программы:
 Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
 Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
 воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
 воспитание нравственных чувств и этического сознания;
 воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
 формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
 формирование здорового образа жизни;
 воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
 воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
 формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
 формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной
образовательной программы основного общего образования, реализуемой в школе.


Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
 здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
 формирование толерантности – организация досуга подростков.
Образовательные технологии и методы:
 Технология проектов;
 Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
 Здоровьесберегающие технологии;
 Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);
 Технология развития критического мышления;
 Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);
Формы реализации данной программы. Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами,
творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная
работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и
социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и
практические занятия. Освоение программы “Инициатива” обучающимися осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно
участвуют в волонтерских акциях.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины
мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданскопатриотическому направлению «Инициатива» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.


Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (успехов).
2. Познавательные УУД:
 Делать предварительный отбор источников информации.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы с обучающимися.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других.
 Слушать и понимать речь других.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
В результате освоения программы
Обучающиеся будут знать:
 историю волонтерского движения в России и в мире;
 права и обязанности волонтеров,
 основные направления деятельности волонтерских отрядов,
 основные формы работы волонтеров,
 Обучающиеся будут уметь:
 организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий
нуждающихся в помощи;
 проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
 проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
 аргументировано отстаивать свою позицию;
 адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
 издавать агитационную печатную и видео продукцию;
 формировать собственное портфолио;
 принимать общечеловеческие ценности
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
 ценностно-смысловые
 общекультурные
 учебно-познавательные
 информационные
 коммуникативные
 социально-трудовые
 компетенции личностного самосовершенствования


В программе реализуется следующие направления внеурочной деятельности: социальное.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы и темы
I
Основы знаний
1
Понятие о волонтерском движении
2
Организационное заседание

Количество часов
1
1
1

Основная деятельность кружка "Крылья"
32
(школьного волонтерского отряда)
V
Всего
34
Основное содержание учебно-тематического плана
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром.
Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность
(сама волонтерская деятельность: подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в
конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)
Во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы,
профилактические занятия, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Календарно – тематическое планирование
II

№ Дата
Модуль
1
Основы знаний

2

3

Понятия о волонтерском движении
Основная деятельность

4

Основная деятельность

5

Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность

6
7
8
9

10
11

12
13
14

Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность

Тема
История волонтерского движения в России и в мире. Права и обязанности волонтеров.
Мы волонтеры! Организационное заседание.
Акция «Чистый берег реки Быгель»

Акция милосердия «От всей души», посвященная Дню пожилого человека.
Акция "Зеленая подписка для ветерана"
Умеем ли мы слушать?

Форма работы
Беседа, игра.
Беседа, круглый
стол, оформление
уголка.
Очистительные
работы от мусора
на реке Быгель.
Выход с открытками на улицы города.
Сбор макулатуры
Беседа

Почему мы конфликтуем?

Беседа

Как вести себя в конфликте?

Игра.

Экологический час: «Животные Красной
книги Пермского края».
Акция «Помощь другу!» - помощь приютам для животных города
Что я ищу в дружбе?

Беседа.
Сбор продовольствия для приютов
животных.
Круглый стол.
Просмотр фильма.

Как воздействует алкоголь на организм
человека? Просмотр фильмов "За здоровый образ жизни".
Что мы знаем о психологическом здоровье Беседачеловека?
размышление.
Как быть уверенным в себе?
Размышлениебеседа.
Умеем ли мы уважать себя?
Беседаразмышление.

№ Дата
Модуль
15
Основная деятельность
16
Основная деятельность
17
Основная деятельность
18
Основная деятельность
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность

30

Основная деятельность

31

Основная деятельность

32

Основная деятельность
Основная деятельность
Основная деятельность

33
34

Тема
Тренинг "Ты и команда"

Форма работы
Тренинг

Акция «Рождественские подарки – в каждый дом»
Акция «Подари радость»

Сбор поделок для
дома престарелых.
Подарки для детей-инвалидов.
Круглый стол.
Уроки профессии.

Профориентационная акция «Профессии
моего города»
Выступления в начальных классах.
Беседа-практикум «Будь аккуратным и
чистым»
Игра по станциям «Я выбираю здоровье»

Беседа - практикум
Игра

Акция "Хлебные крошки"

Подкормка птиц.

Благотворительные акции: "Ветеран живет рядом"

Организация конкурса чтецов стихотворений о
войне.
Экскурсия

Посещение военного музея МАУ ДО
«Детско-юношеский центр «Каскад»
Мероприятие для учащихся начальной
школы по соблюдению правил ДД.
Поздравление женщин с праздником 8
марта.
Акция "Забота"
Творческая игра "Послание к человечеству"
Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье»
Трудовая акция "Зона заботы". Уборка
территории вокруг памятников, посадка
деревьев, цветов.
Разработка экологической тропы. Обновление и благоустройство кормушек для
белок и птиц в лесу.
Акция "Письмо ветерану"
Посещение ветерана, детей войны Великой отечественной войны
Посещение ветерана, детей войны Великой отечественной войны
Итоги года. Планирование деятельности
на следующий учебный год.

Беседы.
Игра
Размышлениебеседа.
Написание письма
Конкурс
Выход на территории города
Практическая деятельность.
Письма детям
войны города Березники
Практическая деятельность
Практическая деятельность
Круглый стол.

Информационно-методическое обеспечение. Литература
1. Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.
2. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера,
2002.
3. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006
4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. Казань, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
6. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002
7. Проект “Волонтёрское движение” МОУ «Большечакинская средняя общеобразовательная
школа», 2007.
8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005. С. 4.
9. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.

10. Тыртышная М.А. Программа социального развития подростка. [Текст]/ М.А.Тыртышная//
Завуч начальной школы - №6, 2002
11. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия. 2000. С. 207.
12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/
ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.
Адреса электронных ресурсов
1. Волонтерское движение /volunteers.html
и /taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения /deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера /ustav_vol.htm
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде /index.php?topic=345.0
6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» /volonterskiotrad.htm
7. Союз волонтерских организаций и движений /
8. Проект “Эра милосердия прошла?”
9. Волонтёрское движение “Милосердие” /
10. Психологическая работа с волонтерами /news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».