РП ВД ООО Грамотным быть модно

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотным быть модно» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Объем программы
34 часа, срок ее освоения 1 год, периодичность – 1ч в неделю и продолжительность 40 минут.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями
приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Цель курса: способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся,
формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка,
изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и
региональной языковой идентичности.
Задачи курса:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений,
навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к
самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и
обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения
пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы

Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального
самосознания;
представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого
общения;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его
уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья
Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Ростовской области. Особенности говоров наших сел. «Справочник
диалектов наших сел».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окае
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие
«уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение
слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
3. О чем расскажут части слова…
4. Слово о слове…
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 1час

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п

1

2

Дата

Тема учебного занятия

Всего
часов

Содержание деятельности
Теоретическая
Практическая часть
часть
Дорога к письменности – 6 часов
Из истории письменно- 1
Лекция учителя, Самостоятельная рабости
работа с презен- тают с информационнытацией.
ми карточками СоставТворческая ма- ляют карточки с рисустерская
ночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников.
Особенности
славян- 1
Лекция учителя, Работают с литературой
ского алфавита
работа с презен- по языкознанию.

3

Реформа русской азбу- 1
ки

4.

Из истории буквы…

5.

Зачем нам столько 1
букв? (стенография)

1

тацией
Лекция учителя,
работа с презентацией
Рассказ учителя

Делают сравнительный
анализ славянской азбуки и русского алфавита
Работают с информационными карточками

Рассказ учителя
о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами
Обойдемся ли мы без 1
Беседа о практиалфавита?
ческом значении
алфавита
Секреты устной речи – 5 часов

Практикуются в расшифровке и зашифровке
слов

7

Слышу и пишу. Почему 1
не всегда одинаково.

8.

Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь!

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по
теме «Фонетика»
Лекция учителя

Выполняют проблемные
задания с опознавательной функцией, задания с
элементами занимательности.
Выразительно
читают
художественные тексты,
практикуются в чтении
предложений с различной интонацией, составляют
интонационные
схемы предложений

9.

Василий Иванович Вареник – ростовский
краевед

Лекция учителя.

Знакомятся с работами
ученого, игра «угадай
словечко»

10,
11

Учимся слушать. «Ока- 2
ем или акаем»?

Лекция.
Прослушивание записей. Анализ.
Работа со статьями

Самостоятельная работа
с
информационными
картами-заданиями.
Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора

6.

12

1

Игра-соревнование
«поиск слов в словарях»,
справочниках

Тайны русского слова– 15 часов
Где живут слова?
1
Сообщения
Практическая работа со
учащихся. Лек- словарями. Составление
ция учителя.
кроссвордов по определенным темам для последующей работы на
уроках.
Грамматические игры.

13

Что в имени тебе моем?

14

О
чем
рассказали 1
названия…

15

Путешествие по Рос- 1
сии. Диалектные слова

16,
17

Учимся слушать. Диа- 2
лектные слова наших
сел
Удивительный
мир 2
русской фразеологии

18,
19

1

Шарады.
Лекция учителя. Практическая работа по
Знакомство
с изучению собственного
типами
слова- имени, фамилии – значерей.
ние имени, его происхождение. Анализ художественных текстов с
точки зрения появления
в них «говорящих» имен
и фамилий.
Лекция, беседа.
Работа над пополнением
словарика.
Лекция учителя.
Работа с презентацией
Урокпутешествие.
Анализ литературных произведений.
Лекция учителя
Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об
истории отдельных фразеологизмов.

Работают со словарем
«Живого великорусского
языка» В.И.Даля

Работают со «Сборником
диалектных слов» Игры.
«Лингвистическое лото»
Аналитическая работа по
выявлению
значения
фразеологизмов, работа с
фразеологическим словарем.
Исследование
«жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

20,
21

Сколько в русском 2
языке русских слов?
Как «поймать» чужака?

Лекционный ма- Практическая работа по
териал. Работа с определению
языкапрезентацией.
«прародителя»
заимствованных слов.
Лингвистические игры.

22,
23

Поезд истории

Лекция учителя.

24

В гостях у братьев- 1
месяцев.

25,
26

Жизнь слова в художе- 2
ственном тексте..

2

Лекция учителя. Анализируют
древние
Работа с презен- названия месяцев, внитацией.
кают в этимологию слов.

Работа с презен- Работают с карточкамитацией.
заданиями, определяют
виды тропов. Задания с
элементами игры, занимательности. Задания с
объяснительной функцией.
Строим слова – 7 часов

27

Из чего состоит слово. 1
Морфемы-кирпичики.

28

История
куздре»

29

Морфемы-иностранки

1

30,
31

Смотри в корень

2

32

Морфемы-труженики

1

33

34
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Практикум
по
определению
состава
слова,
значения
отдельных
морфем.
Практикум
по
определению
грамматического
значения слова о
морфемам.
Практическое
занятие
Лекция.

Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение
лингвистических сказок о морфемах.
Проблемные задания с
опознавательной функцией.

Рассказ учителя
о значении отдельных приставок и суффиксов.
Как образуются слова? 1
Лекция учителя
о способах словообразования
Итоговое занятие - 1 час
Конкурс знатоков
1

Практическая
работа.
Задания с опознавательной функцией. Задачи с
объяснительной функцией.
Практическая работа.

о

«глокой- 1

Игра «Грамматическое
лото»
Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры.

Календарно-тематическое планирование 9 класс
Тема занятия
Форма
Виды
занятия
деятельности
Структура экзаменационной работы в формате
МиниРабота с демонстраОГЭ. Особенности заполнения бланков экзаменалекция
ционным варианционной работы.
том, бланками ответов
Критерии оценки.
МиниРабота в группах.
лекция
Устная часть экзамена. Раздел «Говорение»
Чтение текста вслух. Критерии оценивания чтения
МиниРабота с текстом.
вслух.
лекция,
практикум
Пересказ текста. Критерии оценивания
Практикум Работа с демонстрационными вариантами текстов.
Монологическое высказывание. Критерии оцениМиниРабота в группах.
вания монологического высказывания.
лекция,
практикум
Условный диалог. Критерии оценивания диалога.
МиниРабота в группах.
лекция,
практикум.
Практическая работа 1: Устная часть ОГЭ по русПрактикум
Работа с демонстраскому языку
ционным вариантом.
Письменная часть экзамена. Часть 1. Изложение

8.

9.

10.

11.

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся
находить микротемы исходного текста. Абзацное
членение текста.
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия)
текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма
ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста: Отработка приёма
ОБОБЩЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Минилекция,
практикум
Минилекция,
практикум
Минилекция,
практикум
Минилекция,
практикум
Практикум,
изложение

Работа с текстом,
создание текста.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.
Элементы сочинения.

20.

Практическая работа 2. Написание сжатого изложения.
3 часть. Сочинение
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии
оценки задания 13.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Практическая работа 3: Создание сочинениярассуждения на лингвистическую тему по цитате о
языковом явлении.
Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки
задания 13.2. Структура сочинения. Практическая
работа 4: Создание сочинения-рассуждения по цитате 13.2.
Практическая работа 5: Сочинение-рассуждение на
морально-этическую тему. 13.3. Структура сочинения.
Зачет по теме «Изложение. Сочинение».
2 часть. Тестовые задания
Понимание смысла текста.

21.

Выразительно-изобразительные языковые средства. Практикум

22.

Практикум

28.

Основные орфографические правила правописания
приставок.
Правописание окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов.
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Простое осложненное предложение. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.
Типы сложных предложений.

29.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложно-

Практикум

12.

13.

14.

15.
16.

17.

18.

19.

23.
24.
25.
26.
27.

Практикум

Работа с текстом,
создание текста.
Работа с текстом,
создание текста.
Работа с текстом,
создание текста.
Создание текста,
оценивание.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.

Практикум
Практикум

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, за-

30.
31.
32.

33.
34.

подчиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сложные предложения
с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Тест в формате ОГЭ
Итоговая работа (пробная экзаменационная работа).

Практикум
Практикум
Практикум

Практикум
Практикум

полнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков.
Работа с тестом, заполнение бланков
Работа с тестом, заполнение бланков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».