РП ВД ООО Кожаный мяч

1

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы по внеурочной деятельности «Кожаный мяч» (далее – Программа) для учащихся 5-х классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16
(далее по тексту – школа) является:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
2

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее –
ФГОС) основная образовательная программа (далее – ООП) школы реализуется через
урочную и внеурочную деятельность.
Актуальность программы. В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу
педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной
активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди
наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во
внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она создана на основе
курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно
игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности,
творческого отношения к деятельности.
Цель реализации программы: создание условий для проявления и развития учащимися личных интересов на основе свободного выбора, содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, через развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры в баскетбол. Воспитание личности,
способной к самостоятельной, творческой деятельности.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Предметные:
- знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила
его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Личностные:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные:
Регулятивные:
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
оздоровительном лагере;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по баскетболу;
3

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий;
- понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
Познавательные:
- добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений;
- приобретение умения планировать, контролировать и оценивать деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
Коммуникативные:
- владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме,
проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В программе реализуется следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной
образовательной программы основного общего образования, реализуемой в школе.
Содержание программы соответствует:
- российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным
особенностям региона;
4

- дополняет содержание и основного общего образования;
- современным образовательным технологиям, обеспечивающим системнодеятельностный подход в соответствующих формах обучения, отличных от классноурочных: конкурсы, акции, соревнования, экскурсии, секции, клубы и другие формы на
добровольной основе в соответствии с выбором;
- социальному заказу родителей (законных представителей) учащихся.
Содержание программы направленно:
- на создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и
традициям (включая региональные и социально – культурные особенности);
- профилактику асоциально поведения ребенка;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации учащегося, его интеграции в систему
отечественной и мировой культуры;
- обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности учащегося;
- укрепление психического и физического здоровья;
- развитие взаимодействия педагога с семьями учащихся.
Программа внеурочной деятельности осуществляет связь с УМК Погадаев. Физическая культура. 7-9 кл. М.: Дрофа, 2017, с предметом физическая культура
Кол№
НаименоваФормы
во
Планируемые результаты
п/ ние раздела /
Содержание
учета дочаобучения
п
модуля
стижений
сов
1
Теоретиче3
Знакомство с
-Предметные:
соревноваская подгоТБ, историей
- знать об особенностях зания
товка
рождения и раз- рождения, истории баскетбовития баскетбо- ла;
ла, режимом и
– знать о физических качепитанием
ствах и правилах их тестироспортсмена,
вания;
личной гигие– знать основы личной гигиной и закалива- ены, причины травматизма
нием организпри занятиях баскетболом и
ма, Морально – правила его предупреждеволевая, психо- ния;
логическая и
- Личностные: формирование
тактическая
устойчивого интереса, мотиподготовка
вации к занятиям физической
спортсмена.
культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание моральноэтических и волевых качеств;
-Метапредметные:
1.1. Регулятивные:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
– умение рационально распределять своё время в ре5

№
п/
п

Наименование раздела /
модуля

Колво
часов

Содержание

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

жиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья
и их опасных последствий;
1.2. Познавательные:
- приобретение умения планировать, контролировать и оценивать деятельность, организовывать место
занятий и их безопасность;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности;
1.3. Коммуникативные:
владение культурой речи,
ведение диалогов в доброжелательной и открытой
форме, проявление внимания к собеседнику, интереса
и уважения;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
- проявление уважительного
отношения к окружающим,
товарищам по команде и соперникам;
6

№
п/
п

Наименование раздела /
модуля

2

Общая физическая подготовка

Колво
часов
5

Содержание
Упражнения на
развитие силы,
быстроты, выносливости,
ловкости, гибкости

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

-Предметные:
соревнованя
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по
физической подготовке в соответствии с возрастом;
- Личностные:
– воспитание моральноэтических и волевых качеств;
– дисциплинированность,
трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь
своим сверстникам.
-Метапредметные:
1.1. Регулятивные:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья
и их опасных последствий;
1.2. Познавательные:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки
при выполнении заданий и
уметь их исправлять;
оздоровительном лагере;
– умение вести наблюдение
за показателями своего физического развития;
1.3. Коммуникативные:
владение культурой речи,
7

№
п/
п

3

Наименование раздела /
модуля

Техническая
подготовка

Колво
часов

5

Содержание

Знакомство с
основными
техническими
понятиями и
приемами

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

ведение диалогов в доброжелательной и открытой
форме, проявление внимания к собеседнику, интереса
и уважения;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
- проявление уважительного
отношения к окружающим,
товарищам по команде и соперникам;
-Предметные:
соревнова– знать о физических качения
ствах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по
физической подготовке в соответствии с возрастом;
- Личностные:
– воспитание моральноэтических и волевых качеств;
– дисциплинированность,
трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь
своим сверстникам.
-– владеть тактикотехническими приемами баскетбола;
-Метапредметные:
1.1. Регулятивные:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- бережное отношение к соб8

№
п/
п

4

Наименование раздела /
модуля

Тактическая
подготовка

Колво
часов

9

Содержание

Работав команде: групповые
действия в
нападении, командные действия в нападении, групповые
действия в защите, командные действия в
защите

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

ственному здоровью и здоровью окружающих;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья
и их опасных последствий;
1.2. Познавательные:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки
при выполнении заданий и
уметь их исправлять;
оздоровительном лагере;
– умение вести наблюдение
за показателями своего физического развития;
1.3. Коммуникативные:
владение культурой речи,
ведение диалогов в доброжелательной и открытой
форме, проявление внимания к собеседнику, интереса
и уважения;
- владение умением
логически грамотно
излагать, аргументировать и обосновывать
собственную
точку зрения.
- проявление уважительного отношения к
окружающим, товарищам по команде и
соперникам;
-Предметные:
соревнова– знать о физических качения
ствах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по
физической подготовке в соответствии с возрастом;
- Личностные:
– воспитание моральноэтических и волевых качеств;
– дисциплинированность,
9

№
п/
п

Наименование раздела /
модуля

Колво
часов

Содержание

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь
своим сверстникам.
-– владеть тактикотехническими приемами баскетбола;
-Метапредметные:
1.1. Регулятивные:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- знание факторов потенциально опасных для здоровья
и их опасных последствий;
1.2. Познавательные:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки
при выполнении заданий и
уметь их исправлять;
оздоровительном лагере;
– умение вести наблюдение
за показателями своего физического развития;
1.3. Коммуникативные:
владение культурой речи,
ведение диалогов в доброжелательной и открытой
форме, проявление внимания к собеседнику, интереса
и уважения;
- владение умением
логически грамотно
10

№
п/
п

5

Наименование раздела /
модуля

Колво
часов

Соревнования 12

Содержание

Медикобиологический
контроль. Правила соревнований. Судейство соревнований. Соревнования.

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

излагать, аргументировать и обосновывать
собственную
точку зрения.
- проявление уважительного отношения к
окружающим, товарищам по команде и
соперникам;
-Предметные:
чемпионат
- владеть основами судейства
игры в баскетбол.
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма
при занятиях баскетболом и
правила его предупреждения;
- Личностные:
–– воспитание моральноэтических и волевых качеств;
– дисциплинированность,
трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими
эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь
своим сверстникам.
-Метапредметные:
1.1. Регулятивные:
- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по
баскетболу;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой
товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;
1.2. Познавательные:
11

№
п/
п

Наименование раздела /
модуля

Колво
часов

Содержание

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

- приобретение умения планировать, контролировать и оценивать деятельность, организовывать место
занятий и их безопасность;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результат;
- владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного
выбора учебной и познавательной деятельности;
1.3. Коммуникативные:
владение культурой речи,
ведение диалогов в доброжелательной и открытой
форме, проявление внима12

№
п/
п

Наименование раздела /
модуля

Колво
часов

Содержание

Планируемые результаты
обучения

Формы
учета достижений

ния к собеседнику, интереса
и уважения;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
- проявление уважительного
отношения к окружающим,
товарищам по команде и соперникам;
Календарно – тематическое планирование

№ Дата

Модуль

Тема

1.

Теоретическая подготовка

Правила техники безопасности. История рождения и развития баскетбола.
Медико-биологические исследования.
Режим и питания спортсмена, личная
гигиена и закаливание организма.
Учебно-тренировочная игра. Учебнотренировочная игра.
Морально – волевая, психологическая и
тактическая подготовка спортсмена.
Учебно-тренировочная игра.
Учебно-тренировочная игра.
Техника передвижения при нападении.
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра.
Техника броска в кольцо в движении.
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра. Взаимодействие трех игроков «треугольник».
Броски в кольцо.
Учебно-тренировочная игра. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от
ситуации на площадке.
Учебно-тренировочная игра. Ведение
мяча с высоким и низким отскоком.
Соревнования.
Техника передвижения. Передача мяча:
одной рукой от плеча, снизу на месте и
в движении с шагом и прыжком. Учебно-тренировочная игра.

2.

3.

4.

Общая физическая
подготовка

5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.

Техническая подготовка

Форма работы
беседа
обследование
беседа
игра
беседа
игра
игра
соревнования
игра
соревнования
игра
игра

игра
соревнования
игра

13

№ Дата

Модуль

Тема

13.

Тактическая подготовка

14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.

21.
22.
Соревнования

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

33.
34.

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации на площадке.
Учебно-тренировочная игра.
Учебно-тренировочная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов и
их способов в различных сочетаниях.
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра. Тактическая подготовка юного спортсмена.
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра. Передвижения в защитной стойке назад, вперед
и в сторону. Техника овладения мячом.
Соревнования.
Учебно-тренировочная игра. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Учебно-тренировочная игра. Медикобиологический контроль.
Соревнования.
Судейство соревнований. Соревнования. Учебно-тренировочная игра.
Правила соревнований. Учебнотренировочная игра.
Соревнование
Соревнования: 2х2
Чередование изученных технических
приемов их способов в различных сочетаниях. Учебно-тренировочная игра.
Соревнования.
Соревнования: 4х4
Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.
Соревнования: 5х5
Чемпионат

Форма работы
игра

игра
соревнования
игра
соревнования
игра
соревнования
игра
соревнования
игра
игра
соревнования
игра
игра
соревнование
игра
соревнования
соревнование
игра

соревнование
чемпионат

Материальное и методическое обеспечение






Баскетбольные стойки - 2 штуки.
Баскетбольные щиты - 6 штук.
Мяч баскетбольный № 5 - 25 штуки.
Эспандер - 2 штуки.
Мяч футбольный - 2 штуки.
14












Гимнастическая стенка - 6 пролётов.
Мячи набивные - 25 штук.
Рулетка.
Секундомер.
Гимнастические скамейки - 4 штуки.
Гимнастические маты - 6 штук.
Скакалки - 25 штук.
Мяч баскетбольный № 7 - 25 штуки.
Стойки конусы - 2 штуки.
Аптечка

15

Литература
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного
броска в баскетболе Автореф.дис…..канд.пед.наук.-Омск,1988-21с.
2. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн.Син.1881.-90с.
3. Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в школе – 1990. - №7 –
с.15-17.
4. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Ю.М. Портнова.М.:Физкультура и Спорт, 1988.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры//
Ю.М. Портнова. М.:Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.- №6,7- с.17-18.
7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986. –111с.
8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с.
9. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча вигре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 1984.-24с.
10. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе:1996.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».