РП ВД ООО Разговоры о важном

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, федеральных
образовательных программ начального общего и основного общего образования. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России
4. № 64100).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России
6. № 64101).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
8. № 69676).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
10.
№ 69675).
11.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
13.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от
15.08.2022 № 03-1190.
14.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
15.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).

16.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценостного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- формирование интереса к познанию;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
- развитие у школьников общекультурной компетентности;
- развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
- осознание своего места в обществе;
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- формирование готовности к личностному самоопределению.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-7, 8-9 классов. В 2023-2024 учебном
году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образова-

тельных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

1. соответствие датам календаря;
2. значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например,
«День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции
разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской науки»
и т. д.

2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,
«190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Г оголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы
вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств.

Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.

1. Историческая память
- историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

- историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах
- единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

2. Преемственность поколений
- каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

- семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих
поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема:
каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые
были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой
родине, Отечеству.

3. Патриотизм — любовь к Родине
- патриотизм (любовь к Родине) - самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому,
малой родине;

- патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разгово-

ров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

4. Доброта, добрые дела
- доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;

- благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.

5. Семья и семейные ценности
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т.
д.;

- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;

- обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее
делах, помогать родителям;

- семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на
занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.

6. Культура России
- культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на

чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону
экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».

7. Наука на службе Родины
- наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия.
Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как не учебных формируются определенные
ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение
которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстре-

мизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических

задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом

предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть спосо-

бами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и
анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее
роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к
тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на ли-

тературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах
и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории
России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Россий-

ской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни,
их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным
видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека
и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и ком-

понентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.

Тематическое планирование 5-7, 8-9 классы (1 час в неделю)
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
День знаний
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимоЗнакомство с проектами Российского сти знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые приобщества «Знание».
Возможности, которые предоставляют сущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как
проекты общества «Знание» для обучаю- можно их достигнуть.
щихся различных возрастов.
Там, где Россия
Родина — не только место рождения.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о РосИстория, культура, научные достижения: сии.
чем мы можем гордиться?
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни человека.
Зоя.
Зоя Космодемьянская - её подвиг бесК 100-летию со дня рожде- смертен, её имя стало символом мужества
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизни и
ния Зои Космодемьянской и стойкости, а жизнь служит примером без- подвиге Зои.
заветной преданности Отечеству, истиной
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя.
любви к своей Родине.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр интерактивной
карты, беседа о сохранении памятников героям.

15

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Избирательная
система
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истоРоссии (30 лет ЦИК)
Право избирать и быть избранным га- рии Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и вырантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей борами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в
страны.
Жизнь, свобода, права и благополучие России».
граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции,
желание участвовать в развитии своего города, региона, страны - достойно уважения.
День учителя (советники по
Просмотр видеоролика.
воспитанию)
Участие в командной работе: каким должен быть современный
Учитель?
(создание кластера).
Ценность профессии учителя. СоветУчастие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был
ник по воспитанию - проводник в мир возможностей, которые создало государство учителем, какими качествами обладал..., как относился бы к ученикам.,
для каждого ребенка в стране, наставник и как готовился к занятиям., какие вспомогательные средства использовал
«старший товарищ», помогающий как объ- для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитаединить школьный коллектив в дружную нию?»
команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.

16

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
О взаимоотношениях в
коллективе
(Всемирный
Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического
день психического здороздоровья.
вья, профилактика буллинВ условиях информационных перегруИгра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здога)
зок, разнообразия быстро решаемых задач, рового образа жизни.
экономической нестабильности, стрессы
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их.
стали неотъемлемой составляющей жизни Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человечеловека. Они приводят к депрессивному ку.
состоянию, которое, в свою очередь, может
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют
привести к проблемам физического здоро- в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое
вья, конфликтам с близкими, неуверенно- напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
сти, озлобленности. Знания о том, как
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого
наладить отношения в коллективе, сохра- школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку
нить свое психическое здоровье, как смот- справляться со стрессами, излишним давлением взрослых.
реть на мир позитивно, как не стать жертИтоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсужвой «травли», и самому не опуститься до дают характеристики идеального коллектива, в котором им было бы
«травли» других, необходимы всем.
комфортно находиться. .
По ту сторону экрана. 115
Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах,
лет кино в России
жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино. ОбРазвитие отечественного кино отража- суждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
ет не только основные вехи развития страИнтерактивная игра, в ходе которой школьники называют мультны, но и моделирует образ ее будущего.
фильм
или фильм по его отрывку.
Кино, наряду с литературой и театром, позИгра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого
воляет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о
героев, анализировать и рефлексировать,
приобретать новые знания, знакомиться с классе, сделанного руками школьников.
миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.

17

Темы
День спецназа

День народного единства

Основное содержание

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах
подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». ВыПодразделения специального назначеполнение
интерактивного задания «Что важнее для спецназовца - ум или
ния (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Оте- сила?»
честву, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми
профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин проУчастие во вступительной беседе о появлении праздника День
должавшейся Смуты. Ополчение во главе с народного единства.
князем Дмитрием Пожарским и земским
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времестаростой Кузьмой Мининым.
ни.
Примеры единения народа не только в
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы
войне
увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа
вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо
объединяться?

18

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет решает
Технологический суверени- задачи обеспечения безопасности, получеБеседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суветет / цифровая экономика / ния энергии, продовольственной независи- ренитет», «цифровая экономика».
новые профессии
мости, транспортной связности. Логика
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в соразвития экономики предполагает защиту и временную жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру
формирование высокотехнологичных от- страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои мнераслей с высокой долей интеллектуальных ния о возможностях и рисках, которые появляются в связи с проникновложений. Развитие цифровой экономики вением искусственного интеллекта во многие сферы не только экономипредполагает выстраивание системы эко- ки, но и культуры, образования, спорта.
номических, социальных и культурных отИгра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники
ношений, основанных на использовании знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с
цифровых
информационно- профессиями будущего.
коммуникационных технологий. ПоявлеИнтерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе
ние новых профессий связано с цифрови- которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями професзацией экономики, движением к техноло- сиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных прогическому суверенитету.
фессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников
завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии - это ...»; «Все говорят, что без
цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим утверждением
...»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу ... »
О взаимоотношениях в сеМама — важный человек в жизни кажУчастие в игре «Незаконченное предложение», во время которой
мье (День матери)
дого. Материнская любовь — простая и каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в
безоговорочная.
голову, когда я слышу слово «мама» .»
Легко ли быть мамой?
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и
детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

19

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Что такое Родина? (региоУчастие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость
нальный и местный компоЧто для каждого человека означает при виде государственных символов нашей страны. Какова региональнент)
слово «Родина»? Это родители, семья, дом, ная символика? Что означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории России.
друзья, родной город, регион, вся наша
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных нациострана и народ. Чувство любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это нальностей в одной стране, что им в этом помогает?
его опора и поддержка. Родина - это не
просто территория, это, прежде всего то,
что мы любим и готовы защищать.
Мы вместе
История создания Красного Креста.
Особенности волонтерской деятельности.
Знакомство школьников с информацией о создании в МеждународВолонтерство в России
ного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно
этой организации можно считать началом волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Главный закон страны
Значение Конституции для граждан
Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и
страны. Знание прав и выполнение обязан- о жизни без конституции.
ностей. Ответственность — это осознанное
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав
поведение
или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой
каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что...»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности

20

Темы
Герои нашего времени

Основное содержание
Деятельность школьников
Россия — страна с героическим проУчастие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страшлым. Современные герои — кто они? ны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто
Россия начинается с меня?
вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Новогодние семейные траНовый год — праздник всей семьи.
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
диции разных народов Рос- Новогодние семейные традиции. НовогодУчастие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая
ние приметы.
объединяет народы нашей страны».
сии
Различные традиции встречи Нового
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных
года у разных народов России.
подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом
году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.
От А до Я.
450 лет "Азбуке" Ивана
Способы передачи информации до поБеседа о разных способах передачи информации.
Фёдорова
явления письменности. Разница между азБлиц-опрос «Интересные факты об Азбуке».
букой и букварем. «Азбука», напечатанная
Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем особенноИваном Федоровым: «Ради скорого мла- сти».
денческого научения».
Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».
Налоговая грамотность
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том
числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан?
Выплата налогов - обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.

Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». Беседа
«Права и обязанности налогоплательщика». Интерактивное задание
«Создай и распредели бюджет».

21

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Непокоренные.
Голод, морозы, бомбардировки — тя80 лет со дня полного осво- готы блокадного Ленинграда. Блокадный
бождения Ленинграда от паек. Способы выживания ленинградцев.
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким
фашистской блокады
О провале планов немецких войск.
образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; поО героизме советских воинов, освобо- чему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное осводивших город на Неве.
бождение Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Г итлера
не суждено было сбыться?
Союзники России
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блицопрос: «Какие традиционные ценности разделяют союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
Кто такой союзник? Какие обязанноВ чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает для
сти он на себя принимает, какими обладает
правами? Что дает заключение союзного союзников?
договора для государств? Союзники России - государства, которые разделяют и
поддерживают наши общие традиционные
ценности, уважают культуру, стремятся к
укреплению союзных государств и поддерживают их.

22

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
190 лет со дня рождения Д.
Цивилизация без научных достижений.
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь челоМенделеева. День россий- Научные и технические достижения в века без научных достижений.
ской науки
нашей стране. Вклад российских ученых в
Участие в беседе об основных научных и технических достижениях
мировую науку.
в нашей стране.
Д.И. Менделеев и роль его достижений
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только хидля науки.
мия».
Достижения науки в повседневной
Участие в блиц - опросе «Примеры использования достижений
жизни. Плюсы и минусы научно- науки в повседневной жизни».
технического прогресса
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса»
День первооткрывателя
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую за ее
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и удивипродолжительную историю шаг за шагом тельных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за
исследовали, изучали, открывали русские 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15
землепроходцы. Удивительные уголки российских рек; за третью - 15 названий деревьев, кустарников и цветов,
нашей страны сегодня может открыть для которые растут в их регионе.
себя любой школьник.
Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического
общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда
не знал, что ...»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам
нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его ...»; «Каждый может
стать первооткрывателем, потому что .».

23

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
День защитника Отечества.
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитДень защитника Отечества: историче280 лет со дня рождения ские традиции. Профессия военного: кто её ника Отечества».
Федора Ушакова
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.
выбирает сегодня.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных дейСмекалка в военном деле. 280-летие со
дня рождения великого русского флото- ствий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
водца, командующего Черноморским флоУчастие в беседе о том, как жители России выражают свою благотом (1790—1798); командующего русскодарность
защитникам Отечества
турецкой эскадрой в Средиземном море
(1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Как найти свое место в обЧто нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Приществе
меры настоящей дружбы. Что нужно для
того, чтобы создать хорошую семью и саПроблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной самореамому быть хорошим семьянином. Под- лизации человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
держка семьи в России. Что нужно, чтобы
Выступление федерального спикера (о примерах и способах самонайти свое призвание и стать настоящим реализации человека в различных сферах общественной жизни).
профессионалом. Поддержка профессиоРефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники
нального самоопределения школьников в обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти спутРоссии.
ника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в
ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают
5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить,
например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение
учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д.

24

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Всемирный фестиваль моВсемирный фестиваль молодежи Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль
2024. Сириус - федеральная площадка фе- молодежи».
лодежи
стиваля. Исторические факты появления
Историческая справка об истории возникновения Всемирного февсемирного фестиваля молодежи и студен- стиваля молодежи.
тов. Фестивали, которые проходили в
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
нашей стране.
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи - 2024 в подробностях».
«Первым делом самолеты».
Легендарная история развития российО гражданской авиации
ской гражданской авиации. Героизм конПроблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел подструкторов, инженеров и летчиков- няться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с периспытателей первых российских самоле- выми попытками человека «обрести крылья».
тов. Мировые рекорды российских летчиВидеоролик об истории российской авиации, от первого полета в
ков.
1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский виСовременное авиастроение. Профес- тязь» до современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300,
сии, связанные с авиацией.
Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в
ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе,
даже если нельзя стать летчиком.

25

Темы
Крым. Путь домой

Основное содержание
Деятельность школьников
Красивеишии полуостров с богатой
Участие в беседе о географическом положении Крыма с использоисторией. История Крымского полуостро- ванием карты.
ва. Значение Крыма. ДостопримечательноСамостоятельная работа по изучению информации по истории
сти Крыма
Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Россия - здоровая держава
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». Групповая
работа: составление памятки о ЗОЖ.
Здоровый образ жизни - приоритетное
Дискуссия «Следуешь моде - вредишь здоровью» (о тату, пирсинге,
направление в большинстве государств мира. Основные составляющие здоровья. Со- энергетиках и т.д.).
временные проекты, связанные со здоровьем.
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Цирк как фантазийное и сказочное исМеждународному дню цир- кусство. Цирк в России, История цирка,
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с перка)
цирковые династии России. Знаменитые на вого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 году.
весь мир российские силачи, дрессировщиБеседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и
ки, акробаты, клоуны, фокусники. Цирко- взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике, эквилибвые профессии.
ристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники
разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся
великими российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий
Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в себе и в окружающих.

26

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
«Я вижу Землю! Это так
Главные события в истории покорения
красиво».
космоса.
Отечественные
космонавтыУчастие во вступительной беседе об основных исторических собырекордсмены.
тиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интерПодготовка к полёту — многолетний нете информацию о космонавте и сделать сообщение для однокласснипроцесс.
ков (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
Художественный фильм «Вызов» - ге- Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннароизм персонажей и реальных людей.
дий Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
215-летие со дня рождения
Николай Г оголь - признанный классик
Н. В. Гоголя
русской литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе котохуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, рой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произвеситуации из произведений Николая Г оголя дений Гоголя можно было назвать современными.
актуальны по сей день.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Г оголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям
Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал...».
Экологичное
Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении.
потребление
Экологичное потребление — способ Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли
позаботиться о сохранности планеты. Эко- людей в их появлении, поиски решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, котологические проблемы как следствия безотрые
легко
может соблюдать каждый
ветственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так
сложно

27

Темы
Труд крут

Основное содержание
Деятельность школьников
История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность чеВступительная беседа об истории Праздника труда.
ловека?
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность человеРабота мечты. Жизненно важные ка?»
навыки
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блицопрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?»
Урок памяти
История появления праздника День
Победы. Поисковое движение России. МоУчастие во вступительной беседе об истории появления праздника
гила Неизвестного Солдата. Семейные тра- День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек
диции празднования Дня Победы. Бес- заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников
смертный полк
Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День
Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка?
Будь готов! Ко дню детских
19 мая 1922 года — день рождения пиобщественных организаций онерской организации. Цель её создания и
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
деятельность. Распад пионерской органиУчастие в дискуссии о том, какое должно быть детское обществензации. Причины, по которым дети объеди- ное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить.
няются
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения
Русский язык. Великий и
Неизвестный Пушкин.
могучий.
Творчество Пушкина объединяет поБрейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». Историческая
225 со дня рождения А. С. коления. Вклад А. С. Пушкина в формиро- справка «Малоизвестные факты из жизни А. С. Пушкина».
Пушкина
вание современного литературного русскоЭвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина». Интеракго языка.
тивные задания на знание русского языка.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».