РП ВД ООО Россия - мои горизонты

1

Пояснительная записка
Примерная программа курса внеурочной деятельности по профориентации « Россия мои горизонты» (далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее
— ФГОС ООО), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года,
Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом проекта Примерной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, от 24.06.2022 г.), Распоряжения Минпросвещения России
от 08.09.2021 N АБ- 33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).
Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной работы для обучающихся 6 классов на основе материалов Всероссийского
Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект реализуется в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов (далее - Оператор).
Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению содержательного
досуга детей через организацию комплексной профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять мероприятия, направленные на создание
и функционирование системы мер по ранней профориентации обучающихся 6 класса. Одним из
вариантов реализации профориентационной работы в школе является участие образовательной
организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее».
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопре2

делению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее - ГПС)
обучающихся 6 класса общеобразовательных организаций.
Задачи:
•

построение системы содействия профессиональному самоопределению обучаю-

щихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;
•

выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-

личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
•

формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению

образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
•

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессио-

нального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в
ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных
мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
•

формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других

компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
•

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достиже-

ния жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

3

МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ »
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса
в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка - 24 часа (аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь - декабрь, март апрель (ежегодно). Региональный компонент - 10 часов (подготовка и участие в профориентационных конкурсах и мероприятиях в соответствии с Дорожной картой).
Методическое сопровождение курса представлено материалами Всероссийского проекта
«Билет в будущее», доступными для ознакомления педагогам проекта, зарегистрированным на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного и
среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика,
разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№

Темы программы

Количество часов

1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь»

4

2.

3

Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»

3.

Профориентационная

выставка

«Лаборатория

будущего».

4

«Узнаю рынок»
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
6
5.

Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осо-

3

знаю»
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
7.

Региональный компонент: подготовка и участие в региональ-

4
10

ных конкурсах в соответствии с Дорожной картой: конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в будущее»,
Олимпиада по профориентации, региональный экономический
форум «Мой старт в бизнес», региональный конкурс плакатов
«Я в рабочие пойду»,

1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы,

2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков - стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться,
чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему
5

нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить после
стартового урока):
6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:
•

«ХОЧУ» — ваши интересы;

•
•

«МОГУ» — ваши способности;
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности например, как различные качества
или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа, из

них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить

1

Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Ф. Родичева

6

требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную
траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
•

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов..

Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
•

методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и

направленности обучающихся («Мой выбор»), для 6-7 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа, из

них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия - моя история»
(очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение
интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего образования), организаций дополнительного образования. Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация выездной площадки (очный формат)
в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей
7

профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы
видеоконференций, чат и т.п. Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические
профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть

«Осознаю» (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
•

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.

Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
•

методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и

направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает версию - для 6-7
классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версию для 6-7 классов.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»

(4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных
проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития
(последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результа8

тов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и лич-

ностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к

себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметн ые:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких пред-

метных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину
мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учеб-

ной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного ро-

да, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио-

нальной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельность
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образо-

вания и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

9

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты» на 2023-2024 учебный год

№

Дата

Классы - участники Профминимума
(не зарегистрированные в проекте
«Билет в будущее»)

Классы - участники Профминимума (заре- Колгистрированные в проекте «Билет в бу- во
часов
дущее»)

Сентябрь
1
2
3
4

7 сенТема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономичетября
ского развития РФ — счастье в труде)
2023 г.
14 сенТема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
тября
(введение в профориентацию)
2023 г.
21 сен- Тема 3. Профориентационная диагноТема 3. Профориентационная диагностика
тября стика № 1 «Мой профиль» и разбор ре№ 1 «Мои профсреды» и разбор результатов
2023 г.
зультатов
28 сен- Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительтября
ное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)
2023 г.

1
1
1
1

Октябрь
5

6

7

8

№

5 октяб- Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образоря 2023 вания» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессии учителя, приуроченная
г.
к Году педагога и наставника)
Тема 6. Профориентационное занятие
12 ок- «Россия в деле» (часть 1)
Тема 6. Профориентационная диагностика
тября
(на выбор: импортозамещение,
№ 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
2023 г. авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность)
Тема
7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения
19 окстраны в сфере
тября
промышленности и производства»
2023 г.
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленно26 оксти» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
тября
профессиям на выбор: металлург,
2023 г.
специалист по аддитивным технологиям и др.)

Дата

Классы - участники Профминимума
(не зарегистрированные в проекте
«Билет в будущее»)

1

1

1

1

Классы - участники Профминимума (заре- Колгистрированные в проекте «Билет в бу- во
часов
дущее»)

Ноябрь
9

2 ноября
2023 г.

10

9 ноября
2023 г.

16 нояб11 ря 2023
г.
23 нояб12 ря 2023
г.

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны
в области цифровых
технологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.)
Тема 11. Профориентационное занятие
Тема 11. Профориентационная диагностика
«Россия в деле» (часть 2)
№ 3 «Мои таланты» и разбор результатов
(на выбор: медицина, реабилитация,
генетика)
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области
инженерного дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)

10

1

1

1

1

30 нояб- Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
13 ря 2023 (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерг.
конструктор, электромонтер и др.)

1

Декабрь

14

15

16

№

7 декаб- Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественря 2023 ная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная
службы, особенности работы и профессии в
г.
этих службах)
Тема
15.
Профориентационное
занятие
«Пробую профессию в сфере управления и
14 дебезопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будукабря
щее» по профессиям на выбор: специалист
2023 г.
по кибербезопасности, юрист и др.)
21 деТема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
кабря
2023 г.

Дата

1

1

1

Классы - участники Профминимума (не
Классы - участники Профминимума Колзарегистрированные в проекте «Билет в (зарегистрированные в проекте «Билет во
часов
будущее»)
в будущее»)
Январь

17

18

19

11 янва- Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного
ря 2024
комплекса страны»
г.
(агропромышленный комплекс)
18 янва- Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моря 2024 делирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: агроном,
г.
зоотехник и др.)
25 янва- Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и
ря 2024
здравоохранения»
г.
(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

1

1

Февраль

20

21

22

23

24

№

1 февраля 2024
г.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины, биотехнолог и др.)
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства)

8 февраля 2024
г.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
15 фев(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по професраля
сиям на выбор: менеджер
2024 г.
по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
22 фев- Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии»
раля
(сфера культуры и искусства)
2024 г.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
29 фев(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по прораля
фессиям
на
выбор:
дизайнер,
2024 г.
продюсер и др.)

Дата

1

1

1

1

1

Классы - участники Профминимума (не
Классы - участники Профминимума Колзарегистрированные в проекте «Билет в (зарегистрированные в проекте «Билет во
часов
будущее»)
в будущее»)
Март

11

25

7 марта 2024
г.

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог)

1

26

14 марта 2024
г.

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)

1

27

21 марта 2024
г.

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

1

28

28 марта 2024
г.

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

1

Апрель
29
30

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
4 апреля 2024
сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будуг.
щее»)
11 апреля
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфе2024 г.
ре» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

31

18 апреля
2024 г.

32

25 апреля
2024 г.

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1
1
1
1

Май
33

2 мая 2024 г.

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

34

16 мая 2024 г.

Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».