1 Пояснительная записка Примерная программа курса внеурочной деятельности по профориентации « Россия мои горизонты» (далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС ООО), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом проекта Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 24.06.2022 г.), Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ- 33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»). Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6 классов на основе материалов Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов (далее - Оператор). Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению содержательного досуга детей через организацию комплексной профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять мероприятия, направленные на создание и функционирование системы мер по ранней профориентации обучающихся 6 класса. Одним из вариантов реализации профориентационной работы в школе является участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопре2 делению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ» Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее - ГПС) обучающихся 6 класса общеобразовательных организаций. Задачи: • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучаю- щихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно- личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессио- нального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достиже- ния жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 3 МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ » ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка - 24 часа (аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь - декабрь, март апрель (ежегодно). Региональный компонент - 10 часов (подготовка и участие в профориентационных конкурсах и мероприятиях в соответствии с Дорожной картой). Методическое сопровождение курса представлено материалами Всероссийского проекта «Билет в будущее», доступными для ознакомления педагогам проекта, зарегистрированным на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/. Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного и среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ» Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы: № Темы программы Количество часов 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» 4 2. 3 Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего». 4 «Узнаю рынок» 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» 6 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осо- 3 знаю» 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» 7. Региональный компонент: подготовка и участие в региональ- 4 10 ных конкурсах в соответствии с Дорожной картой: конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в будущее», Олимпиада по профориентации, региональный экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный конкурс плакатов «Я в рабочие пойду», 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы) Проведение профориентационных уроков - стартового и тематического (по классам). Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему 5 нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным? Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить после стартового урока): 6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе: • «ХОЧУ» — ваши интересы; • • «МОГУ» — ваши способности; «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1 Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений. 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы) Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить 1 Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Ф. Родичева 6 требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.. Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»), для 6-7 классов. Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7 классов. Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы) Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия - моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов. 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы) Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего образования), организаций дополнительного образования. Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей 7 профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная. 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» (3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы) Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах. Онлайн-диагностика «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров. • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает версию - для 6-7 классов. Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версию для 6-7 классов. Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы) Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результа8 тов у обучающихся, а именно: Личностные: • формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и лич- ностному самоопределению; • формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; • формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Метапредметн ые: • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких пред- метных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, рягулятивные); • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; • формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учеб- ной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории. Трудовые: • формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного ро- да, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио- нальной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельность • формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образо- вания и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 9 Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» на 2023-2024 учебный год № Дата Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») Классы - участники Профминимума (заре- Колгистрированные в проекте «Билет в бу- во часов дущее») Сентябрь 1 2 3 4 7 сенТема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономичетября ского развития РФ — счастье в труде) 2023 г. 14 сенТема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» тября (введение в профориентацию) 2023 г. 21 сен- Тема 3. Профориентационная диагноТема 3. Профориентационная диагностика тября стика № 1 «Мой профиль» и разбор ре№ 1 «Мои профсреды» и разбор результатов 2023 г. зультатов 28 сен- Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительтября ное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) 2023 г. 1 1 1 1 Октябрь 5 6 7 8 № 5 октяб- Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образоря 2023 вания» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная г. к Году педагога и наставника) Тема 6. Профориентационное занятие 12 ок- «Россия в деле» (часть 1) Тема 6. Профориентационная диагностика тября (на выбор: импортозамещение, № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов 2023 г. авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения 19 окстраны в сфере тября промышленности и производства» 2023 г. (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленно26 оксти» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по тября профессиям на выбор: металлург, 2023 г. специалист по аддитивным технологиям и др.) Дата Классы - участники Профминимума (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») 1 1 1 1 Классы - участники Профминимума (заре- Колгистрированные в проекте «Билет в бу- во часов дущее») Ноябрь 9 2 ноября 2023 г. 10 9 ноября 2023 г. 16 нояб11 ря 2023 г. 23 нояб12 ря 2023 г. Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) Тема 11. Профориентационное занятие Тема 11. Профориентационная диагностика «Россия в деле» (часть 2) № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) 10 1 1 1 1 30 нояб- Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» 13 ря 2023 (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерг. конструктор, электромонтер и др.) 1 Декабрь 14 15 16 № 7 декаб- Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественря 2023 ная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в г. этих службах) Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и 14 дебезопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будукабря щее» по профессиям на выбор: специалист 2023 г. по кибербезопасности, юрист и др.) 21 деТема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна» кабря 2023 г. Дата 1 1 1 Классы - участники Профминимума (не Классы - участники Профминимума Колзарегистрированные в проекте «Билет в (зарегистрированные в проекте «Билет во часов будущее») в будущее») Январь 17 18 19 11 янва- Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного ря 2024 комплекса страны» г. (агропромышленный комплекс) 18 янва- Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моря 2024 делирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, г. зоотехник и др.) 25 янва- Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и ря 2024 здравоохранения» г. (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) 1 1 1 Февраль 20 21 22 23 24 № 1 февраля 2024 г. Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) 8 февраля 2024 г. Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» 15 фев(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по професраля сиям на выбор: менеджер 2024 г. по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) 22 фев- Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» раля (сфера культуры и искусства) 2024 г. Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» 29 фев(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по прораля фессиям на выбор: дизайнер, 2024 г. продюсер и др.) Дата 1 1 1 1 1 Классы - участники Профминимума (не Классы - участники Профминимума Колзарегистрированные в проекте «Билет в (зарегистрированные в проекте «Билет во часов будущее») в будущее») Март 11 25 7 марта 2024 г. Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) 1 26 14 марта 2024 г. Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) 1 27 21 марта 2024 г. Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) 1 28 28 марта 2024 г. Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) 1 Апрель 29 30 Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной 4 апреля 2024 сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будуг. щее») 11 апреля Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфе2024 г. ре» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 31 18 апреля 2024 г. 32 25 апреля 2024 г. Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 1 1 1 1 Май 33 2 мая 2024 г. Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 1 34 16 мая 2024 г. Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна» 1 12