Пояснительная записка Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Творческая биология» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 9 классов МАОУ СОШ № 16 и разработана в соответствии с ФГОС и нормативно-правовыми актами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766); 8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»; 9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; 10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.). 11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования; 12. Устав МАОУ СОШ № 16; 13. Положение об организации внеурочной деятельности школы. 22 ноября 2002 года законодательным собранием Пермской области принят закон «Об охране окружающей среды Пермской области». В статье 23 закона сказано о необходимости преподавания основ экологических знаний в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта. В настоящее время имеется учебное пособие «Растения Прикамья» авторов: Верещагиной Н. А. и Колясниковой Н. Л. (Пермь, Книжный мир, 2001); рабочая тетрадь «Растения Прикамья» авторов Колясниковой Н. Л. и Новоселовой Л. В. (Пермь, Книжный мир. 2001); «Растительный мир Прикамья» автор Верещагина В. А. и др., Пермское книжное издательство, Пермь, 1988, но программы к этим пособиям нет. Программа рассчитана на 34 часа, занятия 1 раз в неделю. Программа ориентирована на учащихся 9-х классов. Цель программы: ознакомление в вопросами экологии родного края, её ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе и бережного отношения к её компонентам. Задачи: Сформировать у учащихся основные экологические понятия и навыки Обучить учащихся элементам научной и исследовательской деятельности Воспитывать грамотное и бережное отношение к природным ресурсам. Планируемый результат: реферативные и исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные) К личностным результатам внеурочной деятельности «Творческая биология» в основной школе относятся: мотивация образовательной деятельности школьников; сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся; убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к экологии и биологии как элементу общечеловеческой культуры; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Метапредметной результатами внеурочной деятельности «Творческая биология» в основной школе являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы; развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию. Предметные результаты знать краткую историю развития экологии, экологических законов, ООПТ, перечислять виды экологических загрязнений, понимать проблемы и предлагать способы предотвращения проблем объяснять причины характеризовать Тематическое планирование №п/п Тема 1. Введение. История взаимоотношений человека и природы. Экологические факторы и закономерности их действия. Зако2. ны Б.Коммонера. 3. Виртуальная экскурсия на биологический объект. Особоохраниемые природные территории Пермского края: за4. поведники, заказники, национальные парки, резерваты, памятники природы. 5. Растения, используемые для озеленения города. Типы почв. Нарушение почв в результате деятельности чело6. века. Человек в городе. Понятие «городская среда». Общая характе7. ристика городских систем. Положительные и отрицательные аспекты жизни в городе. 8. Создание виртуальной экскурсии в городской парк. Ландшафт как фактор здоровья. Выявление благоприятных и 9. неблагоприятных мест. Шумовое загрязнение и его последствия для здоровья человека 10. и растений. 11. Экология автомобильного транспорта. 12. Радиологическое загрязнение и здоровье человека. 13. Проблема отходов в городе 14. Проблема водосбережения. 15. Проблема энергосбережения. 16. Экологический мониторинг. Провалы в Березниках. 17. Конкурс «Работаем планировщиками. Березники будущего». Итого: часы теория практика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 2 2 2 2 2 2 2 28 2 6 Литература для учителя 1.Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. Естествознание с основами экологии: Практические работы и их проведение. – М.: Просвещение, 2005. 2.Бабенко В.Г., Зайцева Е, Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам – экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 3.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассой работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. 4.Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии». – М.: Дрофа, 2001. 5.Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006. 6.Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. 7.Пономарёва И.Н. Экология. – М.: Вентана - Графф, 2001. 8.Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002. 9.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1988. Литература для обучающихся 1.Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2002. 2.Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся/ Под. Редакцией Н.М. Черновой. – М.: Вентана – Граф, 2001. 3.Жигарев И.А.Рабочая тетрадь к «Основам экологии». – М.: Просвещение, 1997. 4. Семенова Н.А. Здоровье здорового человека. Практическая экология XXI века. Издательство: Диля Год: 2008. 5.Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999. 6. Экология Пермской области на рубеже 21 века.- Пермь: Книжный мир, 2004.