РП ВД ООО Физический многогранник

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физический многогранник»
предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классов МАОУ СОШ
№ 16 и разработана в соответствии с ФГОС и нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 189
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации
предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации для
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
1. Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из
форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных
от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы
занятий внеурочной деятельности способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 7-х классов.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классах рассчитана на 1 год обучения
(1 час в неделю) 34 часа.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих
мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний
об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий
и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и
техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся
личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности,
личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его
склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом
становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в
развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает
индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
2. Цели курса.
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка
при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему
самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и
проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у
учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной
лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир,
то есть освоят основные методы научного познания. В условиях реализации образовательной
программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают
процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в
обществе.
Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой
способности ученика к определённым видам деятельности, так как какими бы феноменальными
ни были задатки, сами по себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не могут.

Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг
нас» для учащихся 7-8-х классов являются:
 развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых
знаний;
 формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных,
информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;





формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и
созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной
деятельности по физике.

Особенностью внеурочной деятельности по физике в рамках кружковой работы является то, что
она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных
результатов.
3. Концепция курса.
Основным направлением программы является комплексный подход, направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, получение знаний, умений и
навыков в процессе занятий внеурочной деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.
Курс «Физика в задачах и экспериментах» ориентирован, прежде всего, на организацию
самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности учащихся. В программе представлена система практических заданий постепенно возрастающей
сложности по курсу физики основной школы. Курс предусматривает решение теоретических и
практических задач на основе систематизации имеющегося теоретического багажа знаний по физике и математике, знакомство с основными методами решения физических задач, выработку
навыков решения нестандартных заданий, проектирование и создание приборов и физических
устройств.
В программе реализуются межпредметные связи с химией, биологией, историей, литературой, географией; создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, развития их интеллектуальных, творческих способностей в процессе решения физических задач,
прикладной практической деятельности и самостоятельного приобретения новых знаний.
4. Задачи курса.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики:
 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
 формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
 формирование представления о научном методе познания;
 развитие интереса к исследовательской деятельности;
 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
 развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
 создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
 расширение рамок общения с социумом.
 формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
 совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы,
свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой






информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических
задач, связанных с практической деятельностью.

5. Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах»
предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение
исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа
предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
В начале учебного года обучающимся предлагаются темы для проектно – исследовательской деятельности. Обучающиеся объединяются в группы или работают самостоятельно над
проектом в течение учебного года, получая консультации учителя и имея возможность обсудить
промежуточные результаты в группе на еженедельных занятиях. В рамках еженедельных занятий
обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и типов.
Планируемые результаты.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике. После изучения программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» обучающиеся
 систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
 выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
 совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
 научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;
 разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете
физики.
 совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.
 определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и
проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

1.

3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные
связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
4. овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» являются:
1.
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
3.
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
доказывать собственную точку зрения;
4.
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы.
7. Способы оценки уровня достижения обучающихся
Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.
Критерием оценки в данном случае является степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения
проблемы, внешний вид и качество работы прибора или модели, соответствие исследовательской
работы требуемым нормам и правилам оформления.
Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в
классе, в старших и младших классах, учителями, педагогами дополнительного образования)
внутри лицея.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области
решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности,
являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся.
Содержание изучаемого курса в 7 классе
1. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный (3). Определение цены деления приборов, снятие показаний.
Определение погрешностей измерений.
2. Тепловые явления и методы их исследования (8). Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач на определение
количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации
температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение
устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.

3. Электрические явления и методы их исследования (8). Определение
удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических
устройств. Решение задач на закон Джоуля-Ленца.
4. Электромагнитные явления (5). Получение и фиксированное изображение
магнитных полей. Изучение свойств электромагнита. Изучение модели
электродвигателя. Решение качественных задач.
5. Оптика (8). Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного
расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света.
Решение задач на преломление света. Наблюдение полного отражения света.
6. Подготовка и проведение итоговой конференции (2). Индивидуальная
работа
по
подготовке
проекта
к
презентации.

Календарно-тематическое планирование
7 класс, (1час в неделю, в год – 34 часа)
№
п\п

Тема/кол-во ча- Ко- Материал для изучения Темы внеурочных
сов
лизанятий
чество
часов

1

Физический ме- 3
тод
изучения
природы: теоретический и экспериментальный

Правила техники безопасности при работе с
физическим прибором.
Измерение физических
величин.
Определение
цены деления и показаний приборов. Абсолютная и относительная погрешность.
Значение
эксперимента для развития научных теорий и
создания новых технических устройств.

1. Определение цены
деления приборов,
снятие показаний.
2. Определение погрешностей измерения.
3. Решение качественных задач.

2

Тепловые явле- 8
ния и методы их
исследования

Тепловое
расширение
тел и его использование
в технике. Способы изменения
внутренней

1.Определение
удлинения тела в
процессе изменения
температуры.

Планируемые результаты обучения
личностные,
познавательные, регулятивные, коммуникативные
Личностные: Исследуют зависимость направления и скорости
теплообмена
от
разности температур
Познавательные:
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Строят
логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают
гипотезы,
предлагают способы их проверки
Регулятивные:
Формулируют познавательную
цель, составляют
план и последовательность
действий в соответствии с ней
Коммуникативные: Планируют
общие способы
работы. Используют адекватные
языковые средства для отображения
своих
чувств, мыслей и
побуждений
Личностные:
Осуществляют
микро опыты по
реализации раз-

3

Электрические
8
явления и методы их исследования

энергии тел. Виды теплопередачи. Теплопередача в природе и технике. Количество теплоты.
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах. Агрегатные
состояния вещества. Фазовые переходы. Работа
газа и пара. Тепловые
двигатели.
Двигатель
внутреннего
сгорания.
Роторно – поршневой
двигатель Ванкеля. Дизель. Паровая и газовая
турбина.
Необычные
двигатели. Перспективы
создания новых двигателей, усовершенствование
прежних и замены используемого в них топлива. КПД теплового
двигателя и перспективы
его повышения.

2. Решение задач на
определение количества теплоты..
3. Применение теплового расширения
для
регистрации
температуры. Анализ и обобщение
возможных вариантов конструкций.
4.
Исследование
процессов плавления
и отвердевания.
5. Изучение строения кристаллов, их
выращивание.
6. Изучение устройства тепловых двигателей.
7. Приборы для измерения влажности.
8. Решение качественных задач на
определение
КПД
теплового двигателя.

Конденсаторы. Электрический ток. Действия
электрического
тока.
Электрический ток в
средах: металлах, жидкостях, газах, полупроводниках.
Соединения
проводников.
Осветительная сеть. Электроизмерительные приборы.
Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля – Ленца. Электронагревательные приборы. Расчет потребляемой электроэнергии. Короткое замыкание. Плавкие
предохранители.
Применение
полупроводниковых приборов.

1.Определение
удельного сопротивления проводника.
2.Закон Ома для
участка цепи. Решение задач.
3.Исследование
и
использование
свойств электрических конденсаторов.
4. Решение задач на
зависимость сопротивления проводников от температуры.
5.Расчёт потребляемой электроэнергии.
6. Расчёт КПД электрических
устройств.
7. Решение задач на
закон
ДжоуляЛенца.

личных способов
изменения внутренней
энергии
тела
Познавательные:
Выделяют обобщенный
смысл
задачи. Устанавливают причинноследственные связи, заменяют термины определениями
Регулятивные:
Составляют план
и последовательность действий.
Сличают
свой
способ действия с
эталоном
Коммуникативные: Описывают
содержание
совершаемых действий с целью
ориентировки
предметнопрактической или
иной деятельности
Личностные:
Наблюдают явление электризации
тел при соприкосновении и взаимодействие заряженных тел
Познавательные:
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Устанавливают
причинноследственные связи
Регулятивные:
Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют процесс
выполнения учебных действий

4

Электромагнитные явления

5

Магнитное поле. Электромагниты.
Электромагнитные реле и их
применение. Постоянные
магниты и их применение. Магнитное поле
Земли. Его влияние на
радиосвязь.
Действие
магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

5

Оптика

8

Источники света. Сила
света.
Освещённость.
Отражение и преломле-

8. Решение каче- Коммуникативственных задач.
ные: Учатся аргументировать
свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою
позицию невраждебным для оппонентов образом
1.Получение и фик- Личностные:
сированное изобра- Наблюдают магжение
магнитных нитное действие
полей.
катушки с током.
2. Изучение свойств Изготавливают
электромагнита.
электромагнит,
3. Изучение модели испытывают его
электродвигателя.
действия, иссле4.Решение
каче- дуют зависимость
ственных задач.
свойств электро5. Решение каче- магнита от силы
ственных задач.
тока и наличия
сердечника
Познавательные:
Выполняют операции со знаками
и
символами.
Умеют заменять
термины определениями. Выделяют объекты и
процессы с точки
зрения целого и
частей
Регулятивные:
Самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в соответствии с ней
Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся
эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1.Изучение законов Личностные:
отражения.
Наблюдают опти2.Наблюдение отра- ческие явления,

ние света. Законы отражения и преломления.
Полное отражение. Волоконная оптика. Зеркала плоские и сферические. Линзы. Оптическая
сила линзы. Оптические
приборы. Дисперсия света. Цвет тела. Интерференция света. Просветление оптики. Дифракция света. Искажение
изображений, полученных с помощью оптических приборов. Спектральный анализ.

6

Подготовка
и 2
проведение итоговой конференции

Презентация
Оформление
Проведение
ции.

жения и преломления света.
3.Изображения
в
линзах.
4.Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы.
5. Наблюдение интерференции и дифракции света.
6. Решение задач на
преломление света.
7.Наблюдение полного отражения света.
8. Решение качественных задач на
отражение света.

выполняют
построение хода лучей, необходимого для получения
оптических
эффектов, изучают
устройство телескопа и микроскопа
Познавательные:
Применяют методы информационного поиска, самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при
решении
задач
творческого и поискового характера
Регулятивные:
Самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в соответствии с ней
Коммуникативные: Работают в
группе.
Описывают содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметнопрактической или
иной деятельности
работы. Индивидуальная ра- Познавательные:
работы. бота по подготовке Умеют выбирать
конферен- проекта к презента- обобщенные страции.
тегии
решения
задачи
Регулятивные:
Сличают способ
своих действий с
заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия
Коммуникативные: Общаются и

взаимодействуют
с партнерами по
совместной деятельности
или
обмену информацией
Познавательные:
Выражают смысл
ситуации различными средствами
(рисунки, символы, схемы, знаки)
Регулятивные:
Сличают
свой
способ действия с
эталоном
Коммуникативные: Регулируют
собственную деятельность посредством
речевых
действий
Перечень тем исследовательских работ учащихся 7 классов
№
п/п

Раздел

Экологические проблемы производства и передачи электроэнергии в России

1
2
3
4
5
6

Тема исследовательской работы

Влияние деятельности человека на состояние окружающей среды. Экологические последствия применения человеком физических
открытий

Развитие энергетики в Ростовской области и охрана окружающей среды
Экологические проблемы осуществления неуправляемых и управляемых
ядерных реакций
Электрические явления в моём доме
История развития электроэнергетики в России
Современная электроэнергетическая картина России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».