РП ВД ООО Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности предназначена для 5-9 классов на 2023-2024 годы,
рассчитана на 34 часов (1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативноправовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями
приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы

учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса:
• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства
Метапредметные результаты изучения курса
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернатив- ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и
расходов личного бюджета
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической,
фактической и аналитической финансовой информацией
Выпускник научится:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды кредитов и сферу их использования;

• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Тематическое планирование
Модуль 1 «Личное финансовое планирование» 6 часов
Вводная часть • Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав
потребителей финансовых услуг.
Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое
планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные),
расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
2.Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на
основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;
3 Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2 «Депозит» 4 часа
Основные понятия : Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная
ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски,
ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
1. Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении
депозитного договора»;
2. Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им
услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых
организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных
критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
Модуль 3 «Кредит» 5 часов
Основные понятия : Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная
процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому
назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1.Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет
общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; 2. Мини-исследование. «Анализ
преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» 3 часа
Основные понятия : Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции,
банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании
банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности 1. Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;
2. Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5 «Страхование» 4 часа
Основные понятия : Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование

имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
1. Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа,
срока страхования и других факторов;
2.Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;
3. Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для
заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;
4. Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа
Основные понятия : Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность,
валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
1.Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);
2. Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;
3. Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню
доходности, ликвидности и риска»;
4. Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7 «Пенсии» 2 часа
Основные понятия : Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд
РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия,
корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
1. Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;
2.Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».
Модуль 8 «Налоги» 2 часа
Основные понятия :Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
1. Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;
2. Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества,
Модуль 9 «Финансовые махинации» 3 часа
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.

Повторение 1 час

Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.
№
урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основные понятия

Личное финансовое планирование (5 часов)

1

2

3

Вводный урок.

Человеческий
капитал

Принятие решений

Знакомство с курсом.
Краткая характеристика
изучаемого курса. Знать
роль предмета
Знать понятие «деньги»,
их функции, виды .
Формирование понятия
человеческого капитала.
Формирование знаний о
применении человеческого капитала
Принятие решений о
личном финансировании. Уметь создавать
личный финансовый
план достижения целей

Финансовое планирование

Человеческий капитал, деньги,
финансы, финансовые цели
финансовое планирование, горизонт планирования

Домашнее задание

4

Домашняя
бухгалтерия

5

Составление
личного финансового плана

6

Накопления и
инфляция

7

Что такое депозит и какова
его природа?

8

Условия депозита

9

Управление
рисками по депозиту

10

Что такое кредит?
Основные характеристики
кредита

11

12

13

Как выбрать
наиболее выгодный кредит
Как уменьшить стоимость
кредита

Уметь создавать личный
финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном
финансировании. Составление текущего и
перспективного личного
финансового бюджета.
Уметь объяснять, что
такое потребление, что
является основными источниками доходов
Депозит(4 часа).
Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию

дефицит, профицит, баланс.

Личный бюджет,
семейный бюджет,

Сбережения, инфляция, индекс
потребительских
цен как способ
измерения инфляции
Знать понятие депозит.
банк, банковский
Уметь давать собственсчет, вкладчик,
ную оценку рискам
депозит, номиСпособы начисления
нальная и реальпроцентов по депозитам. ная процентная
ставка по депозиту, депозитный
договор
Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характериПростой процентный
рост, процентный рост
зовать особенности дес капитализацией,.
позита в России. Знать
способы начисления
процентов по депозитам.
Вычислять простые и
Банковская карта (десложные проценты по
бетовая, кредитная),
банкомат, заемщик,
депозиту. Приводить
финансовые риски,
примеры виды банковликвидность
ских депозитов.
Кредит (5часов)
Банковский кредит,
Знать понятие кредит.
Знакомство с основными характеристиками
кредита. Знать необходимые документы при
оформлении кредита.
Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках
Уметь характеризовать
особенности кредита в
России; приводить соб-

заемщик, виды кредита,
принципы кредитования
(платность, срочность,
возвратность), банковская карта (дебетовая,
кредитная), номинальная процентная ставка
по кредиту
виды кредитов по целевому назначению
(потребительский,
ипотечный
Схемы погашения
кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), фи-

14

15

16

17

18

19

Типичные
ошибки при использовании
кредита

ственные примеры прав
и обязанностей кредитополучателя
Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному
явлению

нансовые риски заемщика, защита прав заемщика
Микрофинансовые организации, кредитная
история, коллекторы,
бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Расчетно-кассовые операции (3 часа)
Хранение, обмен Знать понятие «Банкови перевод денег
ская система», функции
центрального банка.
Решение познавательБанковская ячейка,
денежные переводы,
ных и практических задач, отражающих типичные экономические
ситуации.
Различные виды
Знакомство с выбором
платежных
банковской карты. Виды
средств
банковских карт (дебевалютно-обменные
товая и кредитная). Пооперации,
банковские
нимать, в чем состоит
карты (дебетовые,
механизм получения
кредитные, дебетовые
с овердрафтом),
банковской прибыли.
Уметь характеризовать
основные виды банковских процентов
Формы дистанПрименение пластикоционного банков- вых карт в расчетах и
ского обслужива- платежах, различие
риски при пользовании
банкоматом, риски при
ния
между дебетовыми и
использовании интеркредитными картами.
нет-банкинга, электронЗнать правила пользова- ные деньги.
ния банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.
Страхование (4часа)
Что такое
Знакомство с понятиями
страхование?
страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство веСтраховые риски,
страхование, страдущими страховыми
ховщик, страхователь,
компании в России.
Оценка роли обязательного и добровольного
страхования в жизни человека.
Выгодоприобретатель,
Виды страхоЗнакомство с видами
страховой агент, стравания
страховых продуктов.
ховой брокер, виды
Анализ договора страстрахования для физических лиц (страхохования, ответственвание жизни, страхоность страховщика и
вание от несчастных
страхователя. Составлеслучаев, медицинское

20

21

Как использовать страхование в повседневной жизни?
Выбор страховой компании

ние таблицы «Страховые продукты с учетом
интересов страхователя».
Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях
наступления страхового
случая
Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы,
тарифа, срока страхования и других факторов

страхование, страхование имущества,
страхование гражданской ответственности

Договор страхования,
страховая ответственность

Страховой полис,
страховая премия,
страховой взнос, страховые продукты

Инвестиции (4 часа)

22

Что такое инвестиции?

23

Как выбирать
активы

24

Как делать инвестиции

25

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с понятием
инвестирования. Анализ
информации о способах
инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами
финансового рынка.
Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление
и анализ схемы «Структура рынка капитала».
Расчет доходности методом простых и сложных процентов.
Знакомство с ценными
бумагами., видами ценных бумаг, операции на
рынке ценных бумаг.
Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ
различных способов
размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как
инвестиционные инструменты

ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность,
диверсификация как
инструмент управления рисками
соотношение риска
и доходности финансовых инструментов,

ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность,
валютная и фондовая
биржи, ПИФы как
способ инвестирования для физических
лиц.

Пенсии (3 часа)

26

27

Пенсионная
система

Как сформировать частную
пенсию

Знакомство с понятием
пенсии. Анализ информации о видах пенсии.
Анализ корпоративных
пенсионных программ.
Вычет размера пенсии.
Знакомство с инструментами получения пен-

Пенсия, государственная пенсионная
система в РФ,
Пенсионный фонд
РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды,

28

Как сформировать частную
пенсию

сии.
Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных
сбережений.

трудовая и социальная
пенсия, корпоративная
пенсия, инструменты
для увеличения размера
пенсионных накоплений.

Налоги (2 часа)

29

30

Налоги. Виды
налогов

НДФЛ

Знакомство с понятием
налоги. Формирование
базовых знаний о налоговой системе РФ как
инструменте государственной экономической
политики. Составление
схемы «Налоги их виды».
Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет
НДС. Функции налогов.
Налоговый вычет.
Местные налоги.

Налоговый кодекс
РФ, налоги, виды
налогов субъект,
предмет и объект
налогообложения,

ставка налога, сумма
налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная),
налоговые льготы, порядок уплаты налога,
налоговая декларация,
налоговые вычеты.

Финансовые махинации (3часов)

31

32

33

Махинации с
банковскими
картами

Махинации с
кредитами

Махинации с
инвестициями

Анализ рисков банковским картам. Оценка
средств защиты банковских карт. Составление
алгоритма действий ,
если вы стали жертвой
мошенников. Вычисление степени рисков.
Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если
вы стали жертвой мошенников
Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями.
Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков
Повторение (1 час)

34

Повторение

Уметь использовать ранее изученный материал
для решения познавательных задач

Махинации с банковскими картами.

Махинации с
кредитами.

Махинации с инвестициями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».