Положение об использовании ИКОП Сферум при осуществлении образовательной деятельности МАОУ СОШ № 16

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 7
от «02» апреля 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ № 16
___________А.А. Лопарева
№ 128 от «02» апреля 2024г.

.
ПОЛОЖЕНИЕ
о об использовании информационно-коммуникационной

образовательной платформы «Сферум» при осуществлении
образовательной деятельности МАОУ СОШ № 16

г. Березники, 2024

2

1.

Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует порядок использования
информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»
(далее – ИКОП «Сферум», образовательная платформа, коммуникационная
платформа) при реализации образовательных программ, организации
дистанционной коммуникации между участниками образовательных
отношений в образовательной организации МАОУ СОШ № 16.
1.2. Положение об использовании ИКОП «Сферум» разработано на
основании следующих нормативно-правовых актов и документов:
 Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.10.2023 № 738 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» (далее – Приказ Минпросвещения
России № 738);
 приказ Минцифры России от 15.07.2022 № 542/1 «О мероприятиях по
созданию элементов федеральной государственной информационной
системы «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и
мероприятиях
по
созданию
федеральной
государственной
информационной системы «Моя школа»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

3

 «МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические
рекомендации»,
утвержденные
главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР
2.4.0330-23);
 письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями
для педагогических работников образовательных организаций общего
образования,
образовательных
организаций
среднего
профессионального образования, образовательных организаций
дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их
родителями (законными представителями)»);
 письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;
 письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О
направлении информации»;
 Пользовательское
соглашение
ИКОП
«Сферум».
URL:
https://sferum.ru(датаобращения: 18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, водится в действие приказом
директора.
2. Организация работы участников образовательных отношений в
ИКОП «Сферум»
2.1. Образовательная
организация
при
осуществлении
образовательной длительности использует возможности образовательной
платформы, интегрированной с автоматизированной информационной
системой «Электронная Пермская Образовательная Система» (далее – АИС
«ЭПОС»). О принятом решении образовательная организация доводит до
сведения участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего
учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном
сайте образовательной организации в сети «Интернет», а также размещает
приказ директора о назначении ответственных лиц за поддержку
применяемых технологий.
2.2. Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного

4

процесса программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение
обязанностей среди работников учреждения в части переноса ранее
созданных чатов с педагогами, учащимися и родителями из иностранных
мессенджеров в ВК Мессенджер, организации подключений пользователей к
новым чатам, информирования о возможностях образовательной платформы
осуществляется администрацией учреждения в ходе разработки локальных
актов организации и документации, регулирующей трудовую функцию
специалиста.
2.3. Административно – управленческий персонал образовательной
организации координирует образовательные процессы:
 издает локальные акты и организационно – распорядительные
документы, регулирующие вопросы использования коммуникационной
платформы;
 назначает администратора платформы из числа педагогических
работников образовательной организации;
 присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской
роли «учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной
организации посредствам связывания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
 формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный
материал для размещения администратором образовательной
платформы публикаций в каналах и чатах образовательной
организации («Общешкольный канал», канал «Администрация» и др.)
для эффективной организации управленческих процессов;
 обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате
посредством создания видео-конференц-связи) с участниками
образовательных отношений для решения управленческих задач в
чатах, созданных в учебном профиле в VK-мессенджера;
 осуществляет контроль по использованию учебного профиля в VKмессенджере участниками образовательных отношений, в том числе,
для проведения дистанционных мероприятий и учебных занятий;
 организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные
сведения администрации образовательной организации;
 обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими
средствами обучения, развитие материально-технической базы,
необходимой для использования возможностей ИКОП «Сферум»

5

(доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
средствам вычислительной техники, программному обеспечению и
презентационному оборудованию и др.);
 организует методическое сопровождение педагогов при организации
дистанционного обучения;
 и др.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для
регистрации участников образовательного процесса, осуществляет
поддержку применяемых технологий посредством выполнения следующего
комплекса задач:
 организует
регистрацию
образовательной
организации
на
образовательной платформе посредством подачи заявки на адрес
info@sferum.ru с приложением приказа о назначении администратора с
указанием своих контактных данных;
 назначает дополнительных администраторов ИКОП «Сферум» из числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после
регистрации личного кабинета образовательной организации;
 вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной
организации в личном кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;
 осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП
«Сферум», со службой технической поддержи по вопросам
использования функционала образовательной платформы;
 связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем
ИКОП «Сферум»;
 осуществляет проверку наличия автоматически созданных классных и
родительских чатов,учительской;
 при необходимости создает структуру образовательной организации,
компонентом которой является класс (группа), в соответствии с
утвержденной номенклатурой;
 при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
 при необходимости создает и направляет педагогическим работникам,
родителям и обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в
соответствующий чат в соответствующей пользовательской роли на
платформу;
 при необходимости прикрепляет педагогических работников,
выполняющих должностные обязанности классных руководителей, по
учебным классам/группам в соответствии с утвержденным

6

руководителем
образовательной
организации
распределением
классного руководства;
 редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и
педагогических работников образовательной организации;
 аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение
к образовательной организации с целью обеспечения информационной
безопасности участников образовательных отношений;
 публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности
учреждения в общемканале образовательной организации по запросу
администрации образовательной организации и педагогических
работников;
 планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые
образовательной организацией;
 оказывает помощь и поддержку участникам образовательных
отношений по эффективному использованию функционала учебного
профиля VK-мессенджер;
 доводит до сведения администрации образовательной организации
статистические
данные
по
использованию
платформы
в
образовательной организации;
 и др.
2.5. Классный руководитель обеспечивает взаимодействие между
образовательной организацией, обучающимся и их родителями (законными
представителями)
по
вопросам
использования
функциональных
возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для решения учебных и
вне учебных задач в классе/группе:
 присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской
роли «учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной
организации посредствам связывания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
 осуществляет информирование об использовании в деятельности
образовательной организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о
необходимых действиях со стороны родителей и обучающихся для
использования образовательной платформы на родительских собраниях
и классных часах;
 обговаривает правила поведения пользователей в сообществах и мерах
ответственности за нарушение действующего законодательства на
уроках посвященных теме информационной безопасности, классных
часах;

7

 принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
 организует присоединение обучающихся и родителей (законных
представителей) к автоматически созданным классных и родительским
чатам;
 при необходимости создает дополнительные чаты с участниками
образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с
целью решения определенных образовательных задач;
 поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала учебного
профиля в VK-мессенджере, включая возможности организации и
проведения мероприятий в дистанционном формате;
 проводит родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в
случае еслипровести встречу с личным присутствием невозможно;
 при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организации внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
 несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата,
принимает меры по удалению соответствующих материалов со
страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или
нарушает права и законные интересы третьих лиц;
 и др.
2.6. Педагогический
работник
(учитель-предметник,
педагог
дополнительного
образования),
ведущий
учебные
дисциплины,
координирует процессы по использованию функциональных возможностей
учебного профиля в VK-мессенджере для решения образовательных задач:
 создает учебный профиль на образовательной платформе, связывает
свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП
«Сферум»;
 создает учебные чаты по предмету на стороне АИС «ЭПОС» с
обучающимися, организует присоединение учащихся к чатам;
 принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
 планирует онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с
обучающимися, публикует запланированный звонок в расписании
электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС»;

8

 проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования
VK-мессенджера в соответствие с санитарно-эпидемиологическими
требованиями и рекомендациями по реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
 осуществляетобщение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями;
 осуществляет отправку и хранение учебных материалов;
 организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные
сведения администрации образовательной организации;
 при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений дляорганизация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
 осуществляет онлайн-звонки обучающимся в созданных чатах по
предмету согласноутвержденному расписанию занятий в период
проведения дистанционных занятий;
 поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала
цифрового сервиса, включая возможности организации и проведения
уроков, занятий с применением дистанционных образовательных
технологий;
 несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата,
принимает меры по удалению соответствующих материалов со
страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или
нарушает права и законные интересы третьих лиц;
 и др.
3. Организация уроковс применением дистанционных образовательных
технологий
3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса
образовательная организация в соответствие с приказом директора может
организовать дистанционное обучение по образовательным программам в
следующих случаях:
 неблагоприятные погодные условия;

9

 неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
 решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственноеуправление в сфере
образования.
3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного
процесса по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум».
Образовательная организация осуществляет информирование о возможности
реализации образовательной программы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об
организационных
и
технических
требованиях
для
проведения
дистанционных занятийна родительских собраниях, классных часах, в ходе
личных встреч и звонков с родителями и обучающимися, а также
посредством размещения сведений на официальном сайте образовательной
организации, в чатах ВК Мессенджера с родителями (законными
представителями)
и
обучающимися,
в
общешкольном
канале
образовательной платформы.
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае
соблюдения организационных и технических требований для проведения
дистанционного урока:
 созданы учебные чаты на образовательной платформе;
 присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и
обучающиеся (привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля
ИКОП «Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке), в
каждом учебном чате назначен администратор из числа педагоговпредметников;
 наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер,
ноутбук,
планшет,
смарт-ТВ,наушники/колонки,
микрофон, камера, Интернет-соединение);
 успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к
видеозвонку в созданных чатах по предмету образовательной
платформы, проведена проверка работоспособности планируемого к
использованию оборудования.
Использование мобильных телефонов обучающимися для участия в
дистанционном уроке не допускается.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
продолжительность уроков в соответствие с нормативами, утвержденными
СанПиН 1.2.3685-21,график проведения текущего контроля и итогового

10

контроля по учебным дисциплинам, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей) и обучающихся.
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических
работников в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика
для глаз, упражнения для снятия напряжения с мышцтела и повышения
активности центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями
по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований
МР
2.4.0330-23,
а
также
может
увеличиваться
продолжительность времени отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательная организация вносит соответствующие корректировки в
рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (онлайнлекция, онлайн-консультация и др.), технических средств обучения.
3.7.В случае письменного отказа родителей (законных представителей)
и обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий
посредством использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия
возможности обеспечить обучающегося техническими средствами обучения
для проведения дистанционного урока с использованием образовательной
платформы администрацией образовательной организации может быть
предложено:
 просмотр записей уроков для самостоятельного изучения тем занятий,
в случае если педагогами-предметниками производилась запись, сдача
выполненных заданий по итогам изучения темы посредством
прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не позднее 2ух дней со дня
проведения занятия;
 самостоятельное изучение обучающимся тем урока с использованием
иных государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа»,
АИС «ЭПОС») и электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию согласно Приказу Минпросвещения России № 738;
 самостоятельное обучение учащегося без применения электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
с
использованием традиционных форм обучения.
4.

Права и обязанности участников образовательных отношений

4.1.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в VK-мессенджере вправе:
 получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной
основе пользоваться её возможностями;

11

 удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу
технической поддержки info@sferum.ru;
 обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также
в службу технической поддержки по адресу электронной почты
info@sferum.ru при возникновении проблем с регистрацией и
использованием возможностей образовательной платформы;
 знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим
вопросы использования образовательной платформы, а также с
информационными ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте
prof-sferum.ru, info@sferum.ru;
 посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются
методические вопросы по применению функционала цифрового
сервиса;
 пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
4.2.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в VK-мессенджере
обязаны:
 исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации
учебного профиля в ИКОП «Сферум»;
 информировать администратора образовательной организации, а
также оператора ИКОП «Сферум» о несанкционированном доступе к
аккаунту образовательной платформы;
 не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;
 выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование
ненормированной лексики и оскорблений других участников
образовательного процесса;
 не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут
нарушить права и интересы других лиц, соблюдать действующее
российское и международное законодательство;
 осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных
других лиц;
 соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные
пользовательским соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его
подписания и утверждения.

12

5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового
Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными
актами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».