Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой плана внеурочной деятельности являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; - ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; - ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1023; - Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 (далее - школа); - Основная образовательная программа начального общего образования школы; - Положение об организации внеурочной деятельности школы. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития личности и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому учащемуся в объеме до 10 часов в неделю. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год производится во втором полугодии на основе анкетирования родителей и учащихся. Для учащихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на первом родительском собрании. В августе (сентябре) формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельностью. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, студии, секции, кружки, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Направления и цели внеурочной деятельности: - Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. - Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. - Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. - Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности, хоровом пении и др. - Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. - Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. - «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Внеурочная деятельность на уровне начального образования организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю (на 1 учащегося) (Приложение 1). С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства, принципа преемственности всех уровней образования в программу внеурочной деятельности включены: 1 час в неделю - внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся («Моя функциональная грамотность»); 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Мир профессий»). Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие программу; учитель-логопед; психолог школы. Образовательная организация разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, расписание занятий, программы внеурочной деятельности (возможно использование авторских программ). Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков, утверждается директором школы (по согласованию в расписание могут вноситься изменения). Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в электронном журнале. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Для учащихся 1-х классов в первом полугодии продолжительность занятий внеурочной деятельностью не превышает 35 минут, во втором полугодии 40 минут. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности учащимися класса осуществляет классный руководитель или руководитель внеурочной деятельности. Предполагаемые результаты внеурочной деятельности: Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение учащегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Приложение 1 План внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное "Учение с увлечением!" Коммуникативная деятельность Проектноисследовательское Художественноэстетическое, творческое Наименование рабочей программы Количество часов в неделю Форма организации 1 классы 2 классы а б в г 1 1 1 1 а б 3 классы в г 1 2 а б в д Всего в неделю 1 19 4 классы г а б в 4 1 1 1 г Самбо секция Футбол Моя функциональная грамотность секция Школа развития речи кружок 2 2 Умники и умницы Мой английский язык Ступени кружок 2 2 Школьные друзья кружок Разговоры о важном классный час Юные инспектора движения кружок Орлята России кружок Мир профессий кружок Юный краевед экскурсии Театр, театр театральная студия метапредметный кружок 1 1 1 1 1 1 1 2 кружок 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 кружок 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 6 1 4 1 1 1 2 6 3 3 6 # 7 1 8 8 17 4 1 5 17 1 1 2 Итого 8 1 1 1 18 10 5 6 2 4 6 6 82