Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для детей ОВЗ (ЗПР(вариант 7)) РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 16 Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 16 № 307 от «04» сентября 2024 г. Директор ______ А.А. Лопарева ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основного общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 5-9 классы на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 16 (далее - школа) является организационным механизмом реализации АООП ООО ЗПР (вариант 7). Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленной на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов освоения АООП ООО ЗПР (вариант 7). План внеурочной деятельности разработан и принят решением Педагогического совета школы и утвержден приказом директора школы. План внеурочной деятельности сформирован в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями от 01.02.2024 №62, от 01.02.2024 №67, от 19.03.2024 №171); Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. году». (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ») Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от т 28.09.2020 № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г. № ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03- 871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; Устав МАОУ СОШ № 16 Положение об организации внеурочной деятельности школы; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №16, программа воспитания. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в МАОУ СОШ №16. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 16. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их творческих особенностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: создать условия для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; включить учащихся в разностороннюю деятельность; продолжить формирование навыков позитивного коммуникативного общения; продолжить развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; продолжить воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; продолжить развитие позитивного отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); продолжить формирование навыков здорового образа жизни; способствовать подготовке учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире, социальной зрелости. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравствен- ной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) с целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре и направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) с целью развития способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства), включая общественно-полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основ- ному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Курс занятий «Россия – мои горизонты» проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по рабочей программе «Билет в будущее». Реализация программы занятий «Россия – мои горизонты» возложена на классных руководителей. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном ровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи, Юнармии) с целью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, заседаний школьного научного общества, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных парков, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, филармонию, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения детей и молодежи, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы занятий внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной параллели. Обучающиеся имеют право и возможность посещать занятия вне школе : в музыкальных и художественных школах, в спортивных секциях, заниматься в кружках и юношеских клубах в учреждениях дополнительного образования по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность в 5-9-х классах школы реализуется на основе модели пре обладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школы располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медиацентром, медицинским кабинетом, кабинетом технологии, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками. В целях реализации плана внеурочной деятельности школы имеет возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем и учителем, проводящим курс внеурочной деятельности. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область внеурочной деятельности, являются обязательными для каждого обучающегося в соответствии с рекомендациями школьного психолого-педагогической консиллиума, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Количество занятий внеурочной деятельности, не входящих в коррекционноразвивающую область, для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося. Реализация плана внеурочной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться с применением информационно-коммуникационной платформы «Сферум» и цифровой образовательной среды ЭПОС.Школа. План внеурочной деятельности вступает в действие с 01 сентября 2024 года. И Часть, фор Занятия, Занятия Вариативная деятельности Занятия, нформационно Занятия, общественных Занятия, по организацию потребностей обучающихся самореализации, рекомендуемая направленные Коррекционно-развивающая тр часть направленные социально в направленные циоки связанные формированию Недельный Направления социокультурных совместно на объединений, раскрытии просветительские творческом на с воспитательной для с на обучающихся, экологической всех потребностей Педагогическая ориентированных и органов область удовлетворение реализацией план и на е ТР 2 функциональной удовлетворение и внеурочной занятия удовлетворение обучающимися потребностей обучающихся развитии а физическом обучающихся направленности тр педагогическое направленности ученического коррекция внеурочной ученических патриотической, способностей комплекса грамотности Учают теж социальных и и сообществ, профориентационных обучающихся развитии, р сопровождение самоуправления, помощь мероприятий деятельности интересов потребностей талантов нравственной обучающихся и в Логопедические Психокоррекционные деятельности интересов на интересов и детских . и " |, "Я и Будь Алые "За «Самбо» «Физика «Футбол» занятия "Юнармия" «Разговоры ТР "Грамотным «Россия-мои информатики |«Функциональная занятия адаптированной страницами здоров общество" паруса "Вовально-тедтральный о вокруг „ Наименование и быть программы уч важном» нас» горизонты» учебника модно" психического — рабочей грамотность» основной кружек: русский английский Вид математика р. творческое язык направление направление направление развития спортивное спортивное социальное напраление экологическое познавательная познавательная познавательная познавательная |познавательная познавательная информационно просветительская язык деятельности общеобразовательной я (АООП й ООО классный объединение кружок кружок объединение секция секция клуб объединение кружок ред проведения метапредметны кружок Форма кружок 5 ] час Итого| 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |7 |2 1 1 5]13]|9 1 1 1 1 1 1 1 У 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8181218181 1 1 1 1 1 1 1 1 11| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8|7|]315|5| 10 1 1 12| 1 1 131 13 13 11 13 1 1 1 1 13 13 2 1 3 2 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 20 11 ! 1 |1 4 3 4 4 Я 5 абв ЗПР программы вариант классы 7) га [ основного 6 | классы б]в| ев 7 общего образования класс [кд ] [абв обучающихся 8 класс [га [ с задержкой 9 б]в класс [г Приложение Итого 1