Приложение № 3 к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для детей ОВЗ ЗПР (вариант 7) РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 16 Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 16 № 307 от «04» сентября 2024г. Директор _______А.А. Лопарева УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 г. Березники Пермского края 5-9 классы ОВЗ ЗПР (вариант 7) на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР (вариант 7)) муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 является нормативным документом, устанавливающим на основе Закона об образовании распределение содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, и определяет общие цели образования, перечень учебных предметов, состав блоков учебного плана, предельно допустимые объемы учебной нагрузки. Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в то числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. Учебный план на 2024/2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающий достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями от 01.02.2024 №62, от 01.02.2024 №67, от 19.03.2024 №171); Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. году». (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ») Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» («Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ООО») Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от т 28.09.2020 № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с дополнениями от 21.05.2024 № 347 приказ Минпросвещения РФ); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» («Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ООО»); Устав МАОУ СОШ № 16; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №16, программа воспитания. Учебный план: - фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; - определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на ихосвоение и организацию; - распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: - усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); - проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с «Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы» за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; - организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; - реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. В школе установлен следующий режим работы: Учебный год начинается 1 сентября 2024 года, если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года в 5-9 -х классах –34 недели. Продолжительность учебной недели для 5-9-х классах - 5-ть дней. Начало уроков в 8.00. Продолжительность одного урока в 5-9 -х классах – 40 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: -для учащихся 5-6 -х классов – не более 6 уроков; -для учащихся 7-9 классов – не более 7 уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: Классы V VI VII VIII IX 5-ти дневная учебная неделя Максимальная нагрузка, часов 29 30 32 33 33 Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов. Перемены между уроками установлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.364820. Обучение осуществляется в 1 смену. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах) в 5-х классах – 2 часа, в 6-8-х классах – 2,5 часа, 9-х классах – до 3,5 часов. Учебный план АООП ООО (ЗПР 5-9 кл.) включает следующие компоненты: обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательного процесса (приложение 1). При разработке учебного плана учитывалось мнение родителей, контингент учащихся, потенциальные возможности педагогического коллектива и школы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся с ЗПР, их родителей (законных представителей), образовательной организации (протокол родительского собрания № 1 от 29.08.2024г.). Обязательная часть учебного плана для 5-9х классов: Образовательные области представлены учебными предметами: Предметные области Учебные предметы (учебные модули, учебные курсы) Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные предметы История Обществознание География Естественно-научные предметы Физика Химия Биология Основы духовно-нравственной культуры Основы духовно-нравственной культуры народов России народов России Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Физическая культура При проведении учебных занятий по предметам иностранный язык в 5-9-х классах; технология в 5-9-х классах; а также информатика в 7-9-х классах осуществляется деление классов на группы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы при проведении занятий по другим учебным предметам. Обязательная предметная область учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР). На учебный курс «ОДНКНР» отводится 1 час в неделю (34ч. в год) в 5-м классе и 1 час в неделю в 6-м классе через рабочую программу «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В обязательной предметной области «Математика и информатика» в 5-6 классах предусмотрено изучение учебного предмета «Математика» из расчета 5 часов в неделю (170 ч. в год). В 7-9 классах предмет «Математика» включает в себя учебные курсы «Алгебра»-3 часа в неделю (102 ч. в год), «Геометрия»-2 часа в неделю, (68 ч.в год) «Вероятность и статистика»-1 час в неделю (34ч. в год). Учебный предмет «История» в 5-9 классах в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которое суммарно отводится по 2 часа в неделю (68 ч. в год). В рамках обязательной предметной области «Искусство» с 5 по 8-й классы предусмотрен: в 5-7-х классах «Изобразительное искусство» - 1 час (34 ч. в год), в 5-8 классах «Музыка» - 1 час (34 ч. в год). Учебный план обеспечивает изучение учебного предмет «Труд (технология)» в рамках обязательной предметной области «Технология» в объеме 2 часов в неделю (68 ч. год)- в 5-7-х классах и час в неделю (34 часа в год) - в 8-9 классах. Предметная область «Физическая культура» предусматривает изучение предмета «Физическая культура» из расчета 2 часа в неделю (68ч. в год) – в 5-9 классах. Третий час учебного предмета «Физическая культура» реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Предметная область «Родной язык и родная литература» в 5-9-х классах не включена в учебный план как отдельные предметы, т.к. обучение ведется на русском языке и данный язык является государственным языком Российской Федерации. Заявлений от родителей не поступало. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса: Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: Учебный курс «Наглядная геометрия» 1 час в 5-х классах, с целью развития пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии, проводить простейшие построения, способы измерения воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни. Учебный курс «Финансовая грамотность» 1 час в 5 классах, с целью развития экономического образа мышления, воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений, формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики. Учебный курс «Арифметические действия с дробями» 1 час в 6-х классах, на уровне основного общего образования даёт возможность достичь определённых планируемых результатов, среди которых выделяют: личностные, метапредметные, предметные. Учебный курс «Растительный мир Прикамья»: 1 час в 7-х классах, с целью более глубокого усвоения основополагающих биологических понятий. Учебный курс«Компьютерная графика» 1 час в 8-х классах, с целью выработки навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, совершенствования знаний современных технологий. Учебный курс «Живое слово»: 1 час в 8-9-х классах выделяется на решение проблемы повышения орфографической и пунктуационной грамотности и организации орфографического тренинга. Учебный курс «Введение в Новейшую историю России»: 1 час в 9-х классах – с целью историко-просвещенческой направленности, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации») На коррекционно-развивающие занятия выделено 5 еженедельных часов. Они проводятся во внеурочное время по индивидуальному графику. Остальные 5 часов внеурочной деятельности распределены в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. Порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся определяется локальными нормативными актами «О проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости» и «О переводе, отчислении и восстановлении учащихся», принятым в порядке, установленным Уставом. Промежуточная аттестация проводиться в 5-9-х классах в конце учебного года без прекращения учебного процесса. Формы проведения промежуточной аттестации для каждого класса и для каждого предмета устанавливает Педагогический совет школы. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля, контрольная работа, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы. Для обучающихся с ОВЗ, а также по индивидуальному учебному плану на дому, и (или) выезжающие на Российские и международные учебно-тренировочные сборы, олимпиады, спортивные соревнования и иные подобные мероприятия, формой промежуточной аттестации может быть итоговая оценка выставленная как среднеарифметическая по результатам текущего контроля (четвертные оценки). Формы проведения промежуточной аттестации Класс Предмет Форма Периодичность 5 Русский язык Контрольная Один раз в год. работа/ВПР В конце учебного года Литература Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Иностранный язык (английский язык) Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Математика Контрольная работа/ВПР История Итоговый тест/ВПР География Итоговый тест Биология Итоговый тест/ВПР Музыка Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Изобразительное искусство Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Труд (технология) Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Физическая культура Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля ОДНКНР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля «Наглядная геометрия» «Финансовая грамотность» Класс Предмет 6 Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Форма Контрольная работа/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая Периодичность Один раз в год. В конце учебного года Математика История Обществознание География Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура «Арифметические действия с дробями» 7 Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика (алгебра, геометрия вероятность и статистика) Информатика История Обществознание География Физика Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура «Растительный мир Прикамья» оценка по результатам текущего контроля Контрольная работа/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Контрольная работа/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Контрольная работа/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам Один раз в год. В конце учебного года «Живое слово» 8 Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика (алгебра, геометрия вероятность и статистика) Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура «Компьютерная графика» «Живое слово» 9 Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика (алгебра, геометрия вероятность и статистика) Информатика текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Контрольная работа/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Контрольная работа/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Итоговый тест/ВПР Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Один раз в год. В конце учебного года Один раз в год. В конце учебного года История Обществознание География Физика Химия Биология Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура «Введение в Новейшую историю России» Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Приложение о обучающихся - Предметные с в 7) 5-ти дневная учебная неделя КУР НЕ 5 классы | 6 классы| 7 классы 8 классы Русский язык язык и литература в а,б, в.д а,б,в а,б,в.г 5 6 4 3 3 21 714 13 442 15 510 3 2 2 3 3 3 3 3 5 5 10 340 3 - 3 9 306 2 2 2 6 204 Вероятность и статистика 1 1 1 3 102 Информатика 1 1 1 3 102 2 2 10 340 ви (английский язык ) Математика Алгебра Математика и информатика Геометрия 5 бществознание 1 1 География . Физика [5 стественно-научные тес предметы Основы духовно- нравственной культуры народов России Искусство Технология Основы безопасности и 2 2 2 История предметы год (34 недели) 3 лотранней" Общественно-научные классы 3 Литература Иностранные языки 9 Итого часов в а,б,г Обязательная часть Русский. ее Итого часов в Учебные предметы, области 1 1 1 4 136 2 2 2 8 272 2 2 3 7 238 5 7 4 136 2 2 7 238 2 68 3 102 1 Биология Основы духовно- 1 1 |нравственной культуры народов России 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Музыка Труд (технология) |Основы безопасности и 1 1 1 1 4 136 2 2 2 1 1 8 272 1 1 2 68 1 зашиты Родины защиты Родины вы Физическая культура бБаиеоная 2 7 2 2 2 10 340 27 29 30 31 32 149 5066 1 34 1 34 1 34 1 34 1 34 | ча культура Итого "Наглядная геометрия" 1 ПрибоничейнИе действия 1 с дробями Часть, "Финансовая формируемая Участниками грамотность" "Компьютерная образовательных "р 1 1 графика" — потительный мир прикамья ТНОЕНИЙ 1 ВЕелеНиЯ в Новейшую историю "Живое слово" Итого 1 2 1 1 2 68 1 2 2 1 8 272 33 33 157 5338 34 34 170 5338 1122 5338 Аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 29 30 32 Учебные недели 34 34 34 Всего часов 986 1020 1088 1122 деятельности) Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной Логопедические занятия занятия П язык |математика английский язык Итого Педагогическая коррекция 1 Учебный план 2024-2025 учебный год на ОВЗ/ЗПР/ (вариант в общеобразовательных классах (основное общее образование) 1 1