Учебный план ЗПР (7.1) 1-4 классы на 2024-2025 учебный год

2

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой учебного плана адаптированной
основной образовательной программы НОО (АООП НОО) для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1.) МАОУ СОШ №16 (далее – учебный план) являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
- ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения
от 23.11.2022 № 1023;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 16 (далее - школа);
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработан в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к её структуре, условиям реализации и
результатам освоения. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1- 4 классы). Адаптация учебного
плана предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к результатам освоения
программы коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный год в МАОУ СОШ № 16 начинается 02.09.2024 г.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ
СОШ №16. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.

3

В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения
от 16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в
которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов
составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: сентябрь –
октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в день; в сентябре–декабре уроки
длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков за счет урока физической культуры;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть
уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана:
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
- «Русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение;
- «Иностранный язык» - иностранный язык (английский);
- «Математика и информатика» - математика;
- «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» - окружающий мир;
- «Основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур
и светской этики;
- «Искусство» - музыка, изобразительное искусство;
- «Технология» - труд (технология);
- «Физическая культура» - физическая культура.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от

4

изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
- «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской
этики по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2024-2025 уч.г.
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»
(протокол родительского собрания от 12.03.2024).
В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности
интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения
непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом
образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ
СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
- курс «Моя физкультура» - 1 час в 1-3-х классах – введен с целю удовлетворения
потребностей в физическом развитии обучающихся. Выбор зафиксирован в протоколах
родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законными
представителями) (протокол родительского собрания от 02.09.2024) (Приложение 1).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.

5

Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора
спектра занятий, направленных на их развитие с учетом интересов и способностей
обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключений ПМПК.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования). Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года не
должно превышать 1350 часов.
Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.1 определяет образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность. Время, отведённое на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
учебной нагрузки обучающихся.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 №
992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся» МАОУ СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 1-го класса в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В 1
классе оценивание словесное (уровневое).
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Класс Предмет
1
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
«Моя физкультура»

Форма промежуточной аттестации
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
По итогам текущей успеваемости

Периодичность
1 раз в конце
учебного года

6

Русский язык
Литературное чтение

2

3

Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
«Моя физкультура»
Русский язык
Литературное чтение

Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
«Моя физкультура»
Русский язык
Литературное чтение

Математика
4

Окружающий мир

Контрольная работа
1 раз в конце
Промежуточная аттестация проводится на учебного года
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Контрольная работа
1 раз в конце
Промежуточная аттестация проводится на учебного года
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Всероссийская проверочная работа (в случае 1 раз в конце
отмены – форма заменяется на контрольную учебного года
работу)
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Основы
религиозных По итогам текущей успеваемости
культур и светской этики

Приложение 1

7

Учебный план на 2024-2025 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 1-4 классах (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
Учебные
Количество часов в неделю
Предметные области предметы
Всего
классы
1
2
3
4
Обязательная часть
20/675
Русский язык
5
5
5
5
Русский язык и
16/540
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
6/204
Иностранный язык
2
2
2
(английский)
Математика и
16/540
Математика
4
4
4
4
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2
2
2
2
8/270
естествознание
Основы религиозных
Основы религиозных
1
1/34
культур и светской этики культур и светской этики
Музыка
1
1
1
1
4/135
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4/135
Технология
Физическая культура

Труд (технология)
1
1
1
Физическая культура
2
2
2
22
22
Итого: 20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Моя физкультура»
1
1
1
23
23
Итого: 21
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)
2
2
2
Логопедические занятия

1
2
23

4/135
8/270

23

3/101

2

8/270

Психокоррекционные занятия
Педагогическая коррекция

2
1
3
8
31

8/270
4/135

Направления внеурочной деятельности
Итого:
Всего:

2
1
3
8
29

2
1
3
8
31

2
1
3
8
31

87/2938

90/3039

12/405
32/1080
124/4119


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».