Учебный план ЗПР (7.2) 1-4 классы на 2024-2025 учебный год

2

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой учебного плана адаптированной
основной образовательной программы НОО (АООП НОО) для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2.) МАОУ СОШ №16 (далее – учебный план) являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
- ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения
от 23.11.2022 № 1023;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 16 (далее - школа);
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность
обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

3

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
-на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает
нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) - 5 лет (1-й
дополнительный, 1 - 4 классы); обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели.
Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: сентябрь –
октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в день; в сентябре–декабре уроки
длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков за счет урока физической культуры;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть
уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.

4

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
- «Русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение;
- «Иностранный язык» - иностранный язык (английский);
- «Математика и информатика» - математика;
- «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» - окружающий мир;
- «Основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур
и светской этики;
- «Искусство» - музыка, изобразительное искусство;
- «Технология» - труд (технология);
- «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура).
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
Power Point, виртуальные путешествия);
- «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской
этики по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2024-2025 уч.г.
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»
(протокол родительского собрания от 12.03.2024).
В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности
интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения
непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом
образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ

5

СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
- В 3 -х классах, учитывая психофизические особенности обучающихся с ЗПР
часть, 1 час распределен на дополнительное изучение предмета «Русский язык»
(протокол родительского собрания от 02.09.2024).
- В учебный план 2-х классов введено 2 часа предмета «Иностранный язык»
(протокол родительского собрания от 02.09.2024).
- В учебный план 3-х классов введен 1 час предмета «Иностранный язык»
(протокол родительского собрания от 02.09.2024) (Приложение 1).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития
обучающихся и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных
занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную
деятельность по различным ее направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психолого-коррекционными) и
ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 №
992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации
обучающихся» МАОУ СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся ЗПР вариант 7.2. проводится начиная
с 1-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. В 1 классе оценивание словесное (уровневое).
в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.

6

Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Класс Предмет
1
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая
культура
Русский язык
Литературное чтение

2

Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая
культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение

3

Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая
культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение

4
Математика

Форма промежуточной аттестации
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
По итогам текущей успеваемости

Периодичность
1 раз в конце
учебного года

Контрольная работа
1 раз в конце
Промежуточная аттестация проводится на учебного года
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Контрольная работа
1 раз в конце
Промежуточная аттестация проводится на учебного года
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления

Всероссийская проверочная работа (в случае 1 раз в конце
отмены – форма заменяется на контрольную учебного года
работу)
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную

7

работу)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Музыка
Промежуточная аттестация проводится на
Изобразительное искусство основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая математического округления
культура
Иностранный язык (англ.)
Основы
религиозных По итогам текущей успеваемости
культур и светской этики
Окружающий мир

8

Приложение 1
Учебный план на 2024-2025 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 1-3 классах (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
Количество часов в
Учебные
неделю
Предметные области предметы
Всего
классы
1 / 1 доп.
2
3
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)

5
4

5
4

4
4

14 /471

-

-

1

1/34

Математика

4

4

4

12/404

Окружающий мир

2

2

2

6/202

-

-

-

-

1
1

1
1

1
1

3/101

1

3/101

3

9/303

21

63/2121

1
1
23

3/102
1/34
67/2257

2

6/202

3
1

9/303
3/101

1
3
10
33

3/101
9/303

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство

Технология

Труд (технология)
1
1
Физическая культура
Физическая культура
(Адаптивная физическая
3
3
культура)
21
21
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Иностранный язык (английский)
2
Русский язык
21
23
Итого:
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)
2
2
Логопедические занятия
3
3
Психокоррекционные занятия
1
1
Педагогическая коррекция
Ритмика
Направления внеурочной деятельности
Итого:
Всего:

1
3
10
31

1
3
10
33

12/404

3/101

30/1010
97/3267


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».