2 Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой учебного плана адаптированной основной образовательной программы НОО (АООП НОО) для обучающихся с ТНР (вариант 5.2.) МАОУ СОШ №16 (далее – учебный план) являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; - ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; - ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1023; - Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 (далее - школа); - Основная образовательная программа начального общего образования школы; - Положение об организации внеурочной деятельности школы. Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) МАОУ СОШ №16 (далее – Учебный план ) на 2024-2025 учебный год является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) (далее – АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)). Учебный план соответствует федеральному учебному плану начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Учебный год в МАОУ СОШ № 16 начинается 02.09.2024 г. Учебный план - является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими требованиями Учебным планом определен перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. Учебный план является основным механизмом реализации АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2). 3 Вариант 5.2 - предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, имеющие 1, 2 и 3 уровни общего недоразвития речи, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития существуют два отделения. В МАОУ СОШ№16 - I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. Вариант 5.2. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР I отделения составляет 5 лет. В 2024-2025 уч.г. учащиеся с вариантом 5.2. обучаются в 2 и 4 классах. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: сентябрь – октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в день; в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: - для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков за счет урока физической культуры; - 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть уроков за счет урока физической культуры. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ №16 выделено: - в 1-х классах – 21 час в неделю; - 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. В учебном плане выделяются обязательная часть и часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, а также вариативная часть. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: -формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; -готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; -профилактика и коррекция речеязыковых расстройств; -формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень 4 учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: - «Русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение; - «Иностранный язык» - иностранный язык (английский); - «Математика и информатика» - математика; - «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)» - окружающий мир; - «Основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики; - «Искусство» - музыка, изобразительное искусство; - «Технология» - труд (технология); - «Физическая культура» - адаптивная физическая культура. В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: - «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); - «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); - «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); - «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской этики по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2023-2024 уч.г. представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» (протокол родительского собрания от 12.03.2024). В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом образе жизни и о личной гигиене. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: 5 -учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии; -учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; -учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: - курс «Моя физкультура» - 1 час в 2-х классах – введен с целю удовлетворения потребностей в физическом развитии обучающихся. Выбор зафиксирован в протоколах родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законными представителями) (протокол родительского собрания от 02.09.2024) - В 2,4 -х классах, учитывая психофизические особенности обучающихся с ЗПР часть, 1 час распределен на дополнительное изучение предмета «Русский язык» (протокол родительского собрания от 02.09.2024). - В учебный план 2, 4-х классов введено 2 часа предмета «Иностранный язык» (протокол родительского собрания от 02.09.2024) (Приложение 1). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: «Логопедическая ритмика», «Развитие речи», «Произношение». В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся ТНР (вариант 5.2.) при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16. Формы промежуточной аттестации: Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся» МАОУ СОШ №16. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 1-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В 1 классе оценивание словесное (уровневое). По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: 6 Класс Предмет Русский язык Литературное чтение 2 Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство «Труд (технология)» Физическая культура Иностранный язык (англ.) «Моя физкультура» Русский язык Литературное чтение Математика 4 Окружающий мир Форма промежуточной аттестации Периодичность Контрольная работа 1 раз в конце Промежуточная аттестация проводится на учебного года основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Контрольная работа Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Всероссийская проверочная работа (в случае 1 раз в конце отмены – форма заменяется на контрольную учебного года работу) Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Всероссийская проверочная работа (в случае отмены – форма заменяется на контрольную работу) Всероссийская проверочная работа (в случае отмены – форма заменяется на контрольную работу) Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Музыка Изобразительное искусство «Труд (технология)» Физическая культура Иностранный язык (англ.) Основы религиозных По итогам текущей успеваемости культур и светской этики 7 Приложение 1 Учебный план на 2024-2025 учебный год МАОУ СОШ № 16 в 2,4 классах (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2) Количество часов в Учебные неделю Предметные области предметы Всего классы 2 4 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Русский язык 4 4 8/272 Литературное чтение 4 4 8/272 Математика 4 4 8/272 Окружающий мир 2 2 4/136 - 1 1/34 1 1 1 1 2/68 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Труд (технология) 1 1 Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая 2 2 культура) 20 Итого: 19 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Иностранный язык (английский) 2 2 Русский язык 1 1 «Моя физкультура» 1 23 Итого: 23 Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности) 2 2 Развитие речи 1 1 Логопедическая ритмика 2/68 2/68 4/136 39/1326 4/136 2/68 1/34 46/1564 4/136 2/68 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 2 2 4/136 Педагогическая коррекция 1 1 2/68 3 9 32 6/204 Направления внеурочной деятельности 3 Итого: 9 Всего: 32 18/612 64/2176