Программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность ВД 23-24 1-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), учитывает целевые ориентиры Примерной программы
воспитания, а также структуру и содержание Единой рамки компетенций по финансовой грамотности и со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 189
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации
предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации для
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» реализует общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и нацелена на
создание основ для формирования финансово грамотного поведения учащихся.

Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в
конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги
на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников, стихийно сложившиеся
финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в
один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для
всей его семьи.
Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет
круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно
начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег
в частности , семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные
финансовые навыки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет
избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении
жизни.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями
и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности
за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется
на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой
сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- ознакомление с базовыми терминами финансовой грамотности;
- способствовать формированию мотивации экономически и финансово грамотного поведения в повседневной жизни;
- способствовать повышению уровня коммуникативности и самопрезентации.
Место курса в учебном плане:
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Обучение финансовой грамотности является важнейшей составляющей начального общего
образования. На изучение курса «Финансовой грамотности» в начальной школе отводится по 1 ч
в неделю.
Программа будет реализована как в рамках внеурочной деятельности
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная, игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), рефлексивно-оценочная, регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и взрослыми), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.

Курс «Финансовая грамотность» ориентирован на формирование и развитие универсальных
учебных действий, применение полученных знаний в повседневной жизни детей младшего
школьного возраста.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия.
Основными формами проведения занятий являются:
✓
игры,
✓
конкурсы,
✓
викторины,
✓
беседы.
Формы контроля
• Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля
знаний:
• - Входящий контроль (Анкетирование, тестирование)
• Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится в
следующих формах:
• практическое занятие;
• контрольное занятие;
• выставка;
• защита творческой работы; презентация творческих проектов.
Методы контроля:
• опрос;
• тестирование;
• собеседование;
• наблюдение;
• практическая работа и др.

2.Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой
области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:

Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения
финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать
его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной
форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение
для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых
действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении
финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги,
виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины
и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать,
что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры
пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…»,
«если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую
деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать
пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:

- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта,
доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

3.Учебно-тематический план на год
N п\п

Содержание программы

Всего
часов

1.

Что такое деньги и откуда они взялись

3

2.

Рассмотрим деньги поближе

3

3

Какие деньги были раньше

1

4.

Современные деньги России и других
стран

4

5.

Откуда в семье берутся деньги

5

6.

На что тратятся деньги

4

7.

Как с умом
деньгами

8.

Как делать сбережения

2

9.

Идём в магазин.

2

10.

Карманные деньги

2

управлять

своими

4

11.

Что такое «Своё дело?

2

12.

Что такое финансовая грамотность?

2

Итого:

34

4. Содержание программы (34часа)
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов:
Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись? (3 ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с
высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные
деньги. Банкноты. Купюры.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (3 ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.
Фальшивомонетчики.
Тема 3. Какие деньги были раньше (1 ч)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые
русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник.
Ассигнация.
Тема 4. Современные деньги России и других стран (4 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая
карта.
Тема 5. Откуда в семье деньги (5 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником
дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от
профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их
можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная
зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия.

Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Тема 6. На что тратятся деньги (4 ч)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (4 ч)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Тема 8. Как делать сбережения (2 ч)
доход.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или
ценные бумаги, могут принести
Основе понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый
рынок. Акции. Дивиденды.
Тема 9. Идём в магазин (2 ч)
Где можно делать покупки. Какие магазины бывают, что в них продают.
Основе понятия
Магазин, покупка, товар, цена.
Тема 10. Карманные деньги (2 ч)
Что такое карманные деньги. Как их потратить с умом.
Тема 11. Что такое «Своё дело? (2 ч)
Что такое бизнес и бизнесмен. Легко ли открыть «своё дело»?
Тема 12. Что такое финансовая грамотность? (2 ч)
Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование курса
«Финансовая грамотность»
№
урок
а
1

2-3

4-6

7

8-10
11

1214

1516

1718

Тема

Формы и методы
работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

Беседа, игра

Знакомство с понятием «деньги»

текущий

Понятие
«деньги»,
обмен товаром

2

Фронтальная работа

Просмотр мультфильма, презентация

текущий

Гурт.Подделка
денег.
«Орёл» и
«решка». Аверс
и реверс.
Номинал.
Номинал
банкнот.
Защита от
подделок.
Сувенирные
деньги.
Какие деньги
были раньше

3

Фронтальная работа

Знакомство с понятиями. Отличаем настоящее от
подделки

предварительный

Возможно
использование Интернет-ресурсов
Понятие
«гурт»

1

Фронтальная работа

текущий

Интернетресурсы

Современные
деньги
Банки.
Наличные,
безналичные и
электронные
деньги.
Откуда в семье
берутся деньги.
Клады, лотереи, наследство. Заработная плата.
Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и
проценты в
банке, кредиты.Когда берёшь в долг.
На что тратятся
деньги.

3

Фронтальная работа
Фронтальная работа

Показ мультфильма, презентации
Показ презентации
Показ презентации, беседа

текущий

Интернетресурсы
Понятие
«банк»,
электронные деньги

Что такое
деньги. Появление обмена
товаров. Первые деньги
Монеты.
Бумажные
деньги.

Основное содержание занятия

Колво
часов
1

1

текущий

3

Словесные
формы работы,
игра

Показ презентации, беседа

текущий

Интернет ресурсы

2

Фронтальная работа

Показ презентации, беседа

текущий

Понятие
пенсия,
кредит.

2

Беседа, игра

Показ презентации, беседа

текущий

Понятие
расходы

1920

2122

23

24

25

26

2728

2930

3132
3334

Расходы на самое необходимое.
Сбережения и
непредвиденные расходы.Вредные
привычки.
Хобби.
Как с умом
управлять своими деньгами.Расходы и
доходы. Считаем деньги.
Учимся экономить.

2

Беседа, игра

Показ презентации, беседа

текущий

Интернет ресурсы

2

Беседа, игра

Показ презентации, беседа

текущий

Электронная презентация

1

Индивидуальная
работа

Показ презентации, беседа

текущий

Как делать сбережения. Как
откладывать
деньги.
Как распорядиться своими
сбережениями.
Покупки для
семьи. Полезные и вредные
покупки.
Идём в магазин. Где можно
делать покупки. Список
покупок. Остерегайтесь мошенников.
Карманные
деньги и как
ими распоряжаться. Как
безопасно
пользоваться
банковской
картой.
Что такое
«Своё дело?

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

текущий

Электронная презентация
Электронная презентация

1

Фронтальная работа

Показ презентации, беседа

текущий

1

Беседа, игра

Отгадывание заданий викторины

текущий

2

Беседа, игра

Отгадывание заданий викторины

текущий

Интернет ресурсы

2

Фронтальная работа

Показ презентации, беседа

текущий

Понятие
«карманные
деньги»

2

Показ презентации, беседа

текущий

Что такое финансовая грамотность?

2

Групповая работа, словесные
методы
Групповая работа, словесные
методы

Дети работают в
микро группах

итоговый

Понятие
«своё
дело»
Просмотр
видео и
фото материалов

Итого:

34

Понятие
сбережения
Можно и
нельзя

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
• компьютер
• проектор
• музыкальная фонотека;
• аудио и видео файлы;
• СД– диски;
• электронные презентации
• сказки
• учебники, рабочие тетради


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».