Приложение 2
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
для детей ОВЗ (ЗПР вариант 7.2)
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 16
№ 361 от «02» сентября 2025г.
Директор _______А.А. Лопарева
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
г. Березники Пермского края
1-4 классы
ОВЗ ЗПР (вариант 7.2.)
на 2025-2026 учебный год
2
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой учебного плана адаптированной
основной образовательной программы НОО (АООП НОО) для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2.) МАОУ СОШ №16 (далее – учебный план) являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
- ФОП НОО, утвержденная приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992;
- ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения
от 23.11.2022 № 1023;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно- методическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»);
- Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.» (вместе
с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных
основных общеобразовательных программ»);
- Письмо Минпросвещения России от 29.08.2025 № ОК-2425/07 «О направлении
разъяснений по вопросу организации общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по индивидуальному
учебному плану на дому или в общеобразовательной организации»;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 26.05.2025 г. № 495 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №704 от 09.10.2024г.
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
-Письмо Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. № 03-1326 «О направлении
информации» (вместе с методическими рекомендациями по организации процесса
обучения в первом классе в адаптационный период) (далее – письмо Минпросвещения
России от 1 июля 2025 г. № 03-1326);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №467 от
18.06.2025г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»;
3
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16 (далее - школа);
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В учебном плане представлены учебные предметы и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов обеспечивает целостное восприятие мира, с
учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность
обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
-на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них 7 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
4
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает
нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) - 5 лет (1-й
дополнительный, 1 - 4 классы); обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели.
Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен «ступенчатый» режим в 1-м классе: в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый); январь - май - по 4 урока по 40 минут
каждый).
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков за счет урока физической культуры;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть
уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объем домашних заданий (по всем предметам): затраты времени на его
выполнение не превышают (в астрономических часах): в 1 классе – 1 час, во 2-3
классах — 1,5 ч, в 4 классах — 2 ч.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметы:
- «Русский язык»;
-«Литературное чтение»;
- «Иностранный язык»;
- «Математика»;
- «Окружающий мир»;
- «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Изобразительное искусство»;
- «Музыка»;
- «Труд (технология)»;
- «Адаптивная физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
5
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
Power Point, виртуальные путешествия);
- «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В учебный план 4 класса включен курс Основы религиозных культур и светской
этики по 1 часу в неделю (всего 34 часа). На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане 2025-2026 уч.г.
представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики»
(протокол родительского собрания от 17.03.2025).
В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности
интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения
непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом
образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ
СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
- В 3-4 -х классах, учитывая психофизические особенности обучающихся с ЗПР
часть, 1 час распределен на дополнительное изучение предмета «Русский язык»
(протокол родительского собрания от 01.09.2025).
- В учебный план 3-4-х классов введен 1 час предмета «Иностранный язык»
(протокол родительского собрания от 01.09.2025) (Приложение 1).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития
обучающихся и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных
занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную
деятельность по различным ее направлениям.
6
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психолого-коррекционными) и
ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации обучающихся» МАОУ СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся ЗПР вариант 7.2. проводится начиная
с 1-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. В 1 классе оценивание словесное (уровневое).
в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Класс Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
3
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая
культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
4
Литературное чтение
Форма промежуточной аттестации
Периодичность
Контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Контрольная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Всероссийская проверочная работа (в случае 1 раз в конце
отмены – форма заменяется на контрольную учебного года
работу)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены
–
промежуточная
аттестация
проводится на основании четвертных отметок
как среднее арифметическое по правилам
математического округления)
7
Математика
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены – форма заменяется на контрольную
работу)
Окружающий мир
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены
–
промежуточная
аттестация
проводится на основании четвертных отметок
как среднее арифметическое по правилам
математического округления)
Музыка
Промежуточная аттестация проводится на
Изобразительное искусство основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
«Труд (технология)»
Адаптивная
физическая математического округления
культура
Иностранный язык (англ.)
Всероссийская проверочная работа (в случае
отмены
–
промежуточная
аттестация
проводится на основании четвертных отметок
как среднее арифметическое по правилам
математического округления)
Основы
религиозных По итогам текущей успеваемости
культур и светской этики
8
Приложение 1
Учебный план на 2025-2026 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 3-4 классах (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
Количество часов в
Учебные предметы
неделю
Всего
классы
3
4
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
4
4
1
4
3
1
8 /272
Математика
4
4
8 /272
Окружающий мир
2
2
4/136
Основы религиозных культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
1/34
Труд (технология)
Адаптивная физическая культура
1
1
3
3
21
21
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Иностранный язык (английский)
1
1
Русский язык
1
1
23
23
Итого:
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)
2
2
Логопедические занятия
3
3
Психокоррекционные занятия
1
1
Педагогическая коррекция
1
1
Ритмика
Направления внеурочной деятельности
Итого:
Всего:
3
10
33
3
10
33
7/238
2/68
2/68
2/68
2/68
6/204
42/1428
2/68
2/68
46/1564
4/136
6/204
2/68
2/68
6/204
20/680
66/2244