Приложение 2
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования
для детей ОВЗ (НОДА вариант 6.1)
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 16
№ 361 от «02» сентября 2025г.
Директор _______А.А. Лопарева
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
г. Березники Пермского края
1-4 классы
ОВЗ НОДА (вариант 6.1.)
на 2025-2026 учебный год
2
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой учебного плана адаптированной
основной образовательной программы НОО (АООП НОО) для обучающихся с НОДА
(вариант 6.1.) МАОУ СОШ №16 (далее – учебный план) являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- ФГОС НОО, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
- ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
- ФОП НОО, утвержденная приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992;
- ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденная приказом Минпросвещения
от 23.11.2022 № 1023;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- СП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Информационно- методическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»);
- Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении
разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.» (вместе
с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных
основных общеобразовательных программ»);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №704 от 09.10.2024г.
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
-Письмо Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. № 03-1326 «О направлении
информации» (вместе с методическими рекомендациями по организации процесса
обучения в первом классе в адаптационный период) (далее – письмо Минпросвещения
России от 1 июля 2025 г. № 03-1326);
-Приказ Министерства просвещения РФ от 26.05.2025 г. № 495 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №467 от
18.06.2025г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»;
- Письмо Минпросвещения России от 29.08.2025 № ОК-2425/07 «О направлении
разъяснений по вопросу организации общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по индивидуальному
учебному плану на дому или в общеобразовательной организации»;
3
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16 (далее - школа);
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Цель
учебного плана - обеспечить стабильное функционирование
внутришкольной системы начального общего образования в соответствии с ее целями и
задачами, структурой и ориентацией на Программу развития школы.
Обязательные учебные предметы для обучающихся НОДА вариант 6.1.
соответствуют положениям учебного плана в ООП НОО.
Во внеурочную деятельность включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного
обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
Учебный план МАОУ СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования.
Учебный год в МАОУ СОШ № 16 начинается 01.09.2025 г.
Учебный план для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной
учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
В 2025-2026 уч.г. учащейся с вариантом 6.1. обучается в 3 классе.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ
СОШ №16.
Обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели.
Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен «ступенчатый» режим в 1-м классе: в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый); январь - май - по 4 урока по 40 минут
каждый).
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков за счет урока физической культуры;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть
уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего
образования МАОУ СОШ №16 выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
4
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Объем домашних заданий (по всем предметам): затраты времени на его
выполнение не превышают (в астрономических часах): в 1 классе – 1 час, во 2-3
классах — 1,5 ч, в 4 классах — 2 ч.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана:
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметы:
- «Русский язык»;
-«Литературное чтение»;
- «Иностранный язык»;
- «Математика»;
- «Окружающий мир»;
- «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Изобразительное искусство»;
- «Музыка»;
- «Труд (технология)»;
- «Адаптивная физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
- «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
5
- «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
В 1-4-х классах программа Основы безопасности жизнедеятельности
интегрируется с учебным предметом Окружающий мир с целью обеспечения
непрерывности курса и формирования у учащихся системных знаний о здоровом
образе жизни и о личной гигиене.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ
СОШ №16 по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
- курс «Моя физкультура» - 1 час в 3-х классах – введен с целю удовлетворения
потребностей в физическом развитии обучающихся. Выбор зафиксирован в протоколах
родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законными
представителями) (протокол родительского собрания от 01.09.2025) (Приложение 1).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
План внеурочной деятельности формируется из расчета до 10 часов внеурочной
деятельности в неделю (не более 5 часов) и часов коррекционно развивающей области
(не менее 5 часов).
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ СОШ №16.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ №16.
Формы промежуточной аттестации:
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации обучающихся» МАОУ СОШ №16.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 1-го класса в
конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В 1
классе оценивание словесное (уровневое).
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Класс Предмет
Русский язык
Литературное чтение
3
Математика
Окружающий мир
Форма промежуточной аттестации
Периодичность
Контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Контрольная работа
Контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
6
Музыка
Изобразительное искусство
«Труд (технология)»
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
«Моя физкультура»
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
По итогам текущей успеваемости
7
Приложение 1
Учебный план на 2025-2026 учебный год
МАОУ СОШ № 16 в 3 классе (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1)
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Всего
классы
3
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
5
4
2
5 / 170
Математика
4
4/136
Окружающий мир
2
2/68
Основы религиозных культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
1
1
1/34
1/34
Труд (технология)
Адаптивная физическая культура
1
2
22
1/34
2/68
4/136
2/68
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
«Моя физкультура»
23
Итого:
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)
2
Логопедические занятия
2
Психокоррекционные занятия
22/748
Педагогическая коррекция
Внеурочная деятельность
1/34
3/102
8/272
Итого:
Всего:
1
3
8
8
1/34
23/782
2/68
2/68
31/1054