Страничка социального педагога

30.12.2019

Профессиональная деятельность социального педагога
 

     Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.

 

Социальный педагог выступает для учащихся в различных, профессиональных ролях:

  • в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями;
  • в качестве защитника интересов и прав ребенка;
  • в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды;
  • в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
  • в качестве исследователя проблем социального развития детей.

        Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды. 

 

      Профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

  • Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
  • Эмоциональные и психологические проблемы;
  • Нужда и бедность;
  • Алкоголизм и наркомания;
  • Насилие и дискриминация;
  • Национальные проблемы и миграция;
  • Преступление и правонарушение;
  • Безработица и профессиональная адаптация;
  • Жилищная проблема;
  • Опекунство, попечительство, усыновление;
  • Родительская жестокость и другие.
 

        Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

 


Направления деятельности социального педагога

 

           Цель деятельности социального педагога:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
  • Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
  • Защита ребенка в его жизненном пространстве.
  • Функции деятельности социального педагога.

          Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции: 

  • аналитико-диагностическую;
  • прогностическую;                                      
  • организационно-коммуникативную;
  • коррекционную;                                            
  • координационно-организаторскую;
  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
  • охранно-защитную;
  • психотерапевтическую;
  • социально-профилактическую;
  • реабилитационную.
 

          Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

  • изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
  • изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
  • устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
  • содействует выявлению особо одаренных школьников;
  •  выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 

           Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

  • на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника,
  • оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности,
  • определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
  • планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
 

          Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:

  • способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
  • позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде,
  • а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых. 
 

           Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
  • осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.  
 

          Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:

  • организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
  •  включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
  • организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
  • координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. 
 

          Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

  • оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, само
  • устанавливать доверительные отношения с клиентом.
 

          Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
  • содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; 
  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. 
 

         Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:Хочу такой сайт

  • заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
  • оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
  • содействует в создании ситуаций успеха школьников. 
 

         Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:

  • организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
  •  влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
  • организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска». 

         Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

 


Работа социального педагога строится по следующим направлениям:

1. социально-педагогическое исследование  с целью выявления социальных и личностных проблем уч-ся;

2. социально-педагогическая защита прав ребенка;
3. социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

4. социально-педагогическое консультирование;

5. работа с семьей;

6. организационно-методическая деятельность.

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
 

  1.  Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся.

  • Проведение социальной паспортизации школы;
  •  работа с личными делами  с целью получения недостающих документов;
  •  составление картотеки для диагностики ( по вновь поступившим ), диагностика социальной компетентности ( определение социального уровня)
 

 2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.

  • Пополнение информацией картотеки « проблемных» детей, состоящих на школьном учете и картотеки детей-сирот;
  • работа по трудоустройству обучающихся;
  • обследование жилищно-бытовых условий закрепленного жилья обучающихся, жилья детей из неблагополучных семей;

 3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

  • участие в заседаниях комиссии по делам;
  • контроль над посещаемостью уроков;
  • посещение семей обучающихся и родственников, связь по телефону по решению возникающих вопросов;
  • работа в школьном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, решение определенных вопросов;

                 4. Социально-педагогическое консультирование.

  • Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях,
  • Оказание посильной помощи в решении возникающих вопросов;

           5. Работа с семьей.

  • посещение проблемных семей с целью знакомства с семьей, с условиями проживания, вопросов по возвращению в школу, отслеживание отношений внутри семьи;
  • связь с родителями из неблагополучных семей, с законными представителями обучающихся, находящихся под опекой. 

 

Памятка родителю от ребёнка.pdf (скачать) (посмотреть)
Концептуальная модель работы социального педагога школы № 16.doc (скачать)
План работы школьной службы примирения на 2018-2019 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».