30.12.2019
Профессиональная деятельность социального педагога
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.
Социальный педагог выступает для учащихся в различных, профессиональных ролях:
- в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями;
- в качестве защитника интересов и прав ребенка;
- в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды;
- в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;
- в качестве исследователя проблем социального развития детей.
Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
- Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- Эмоциональные и психологические проблемы;
- Нужда и бедность;
- Алкоголизм и наркомания;
- Насилие и дискриминация;
- Национальные проблемы и миграция;
- Преступление и правонарушение;
- Безработица и профессиональная адаптация;
- Жилищная проблема;
- Опекунство, попечительство, усыновление;
- Родительская жестокость и другие.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
- Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
- аналитико-диагностическую;
- прогностическую;
- организационно-коммуникативную;
- коррекционную;
- координационно-организаторскую;
- функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
- охранно-защитную;
- психотерапевтическую;
- социально-профилактическую;
- реабилитационную.
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:
- изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
- выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
- изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
- устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
- содействует выявлению особо одаренных школьников;
- выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:
- на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника,
- оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности,
- определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
- планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
- способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
- позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде,
- а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:
- старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
- осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:
- организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
- включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
- организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
- координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:
- оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, само
- устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
- использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
- содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:
- заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
- оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
- содействует в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
- организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
- влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
- организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
Работа социального педагога строится по следующим направлениям:
1. социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем уч-ся;
2. социально-педагогическая защита прав ребенка;
3. социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;4. социально-педагогическое консультирование;
5. работа с семьей;
6. организационно-методическая деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся.
- Проведение социальной паспортизации школы;
- работа с личными делами с целью получения недостающих документов;
- составление картотеки для диагностики ( по вновь поступившим ), диагностика социальной компетентности ( определение социального уровня)
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
- Пополнение информацией картотеки « проблемных» детей, состоящих на школьном учете и картотеки детей-сирот;
- работа по трудоустройству обучающихся;
- обследование жилищно-бытовых условий закрепленного жилья обучающихся, жилья детей из неблагополучных семей;
3. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
- участие в заседаниях комиссии по делам;
- контроль над посещаемостью уроков;
- посещение семей обучающихся и родственников, связь по телефону по решению возникающих вопросов;
- работа в школьном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решение определенных вопросов;
4. Социально-педагогическое консультирование.
- Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях,
- Оказание посильной помощи в решении возникающих вопросов;
5. Работа с семьей.
- посещение проблемных семей с целью знакомства с семьей, с условиями проживания, вопросов по возвращению в школу, отслеживание отношений внутри семьи;
- связь с родителями из неблагополучных семей, с законными представителями обучающихся, находящихся под опекой.