Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ №16

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет и регламентирует деятельность МАОУ СОШ
№16, в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи и трудности в освоении ими основных образовательных
программ, в том числе адаптированных.
1.2. Задачами по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
1.3. Настоящий положение разработано в соответствии с:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. 24.04.2020 г.);
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-Ф3 (ред.
02.08.2019 г.);
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» (ред. 31.05.2011 г.);
- Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (ред. 31.12.15 г.);
- Приказ Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» (ред. 01.02.2012 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. 07.06.17 г.);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (ред. 22.05.2019 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 30.06.2020 № 16 Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598- 20
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;

- Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020 г. № Р-75;
- Примерное Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОО,
утвержденное Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93
от 09.09.2019;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения
по общему образованию);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по
общему образованию);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (протокол № 4/15 от
22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
(протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по
общему образованию);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.06.2019 года N
ТС-1391/07 «Об организации образования, учащихся на дому»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения
по общему образованию);
- Письмо Министерства просвещения РФ «О сопровождении образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» № ТС-551/07 от 20.02.2019;
- Рекомендации Министерства просвещения РФ «О специальных условиях для
детей с нарушениями чтения и письма» № ТС-421/07 от 08.02.2019;
- Методические рекомендации по организации ГИА по образовательным
программам ООО в форме ОГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году;
- Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре» (ред. от 13.05.2019 г.);
- Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима
рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений»;
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №16 (далее - школа);
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Основная образовательная программа основного общего образования школы;
- Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №16.
Настоящее Положение обязательно для исполнения учителем-логопедом МАОУ
СОШ №16.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. При оказании логопедической помощи учителем-логопедом
следующая документация:
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.

ведётся

3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий.
6. Отчётная документация по результатам логопедической работы.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трёх лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основании
заключения ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) из расчёта на 1 штатную единицу учителя-логопеда 6-12 указанных
обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения №1 и №2 к
Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика обучающегося (приложение №3 к Положению), демонстрирующего
признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения Учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3 Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и
(или)
групповой/подгрупповой
формах.
Количество
и
периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
школы.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.

2.9. Логопедические занятия должны проводиться в специально выделенном
помещении – кабинет учителя-логопеда, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям (Постановление Главного
санитарного врача РФ от 24.11.2018 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (ред.
22.05.2019 г.)), правилам безопасности и оборудованного для проведения индивидуальных
и групповых занятий с детьми, консультаций с родителями.
2.10. Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителялогопеда устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени
не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов, в которые включается
непосредственно педагогическая работа с обучающимися (не менее 18 часов), а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная и иная
(не более 2 часов).
2.11.
Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
заключается
в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников, родителей (законных представителей),
которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных.
представителей), педагогических и руководящих работников;
- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего и основного общего образования
4.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи
детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального
общего и основного общего образования, определяются с учетом локальных нормативных
актов школы.
4.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий для
учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется
выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной
общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного – двух логопедических
занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ.
4.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 классах – групповое занятие – 35-40 мин, индивидуальное – 20-35 мин;
во 2-9 классах – групповое занятие – 40 мин, индивидуальное – 20-40 мин.
4.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий для учащихся с
ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной
основной образовательной программе общего образования, не более 6-8 человек.

Приложение №1
Образец согласия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность

Согласие
родителя (законного представителя) обучающегося
на проведение логопедической диагностики обучающегося
Я,
_____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_____________________________________________________________________________
являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________
(нужное подчеркнуть)

ФИО ребёнка, класс, дата рождения

_____________________________________________________________________________
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребёнка.
«___» ________________20___ г.

/__________________/__________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №2
Образец заявления

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
от
______________________________
Фамилия, инициалы родителя (законного
представителя)

Заявление
Я,
_____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_____________________________________________________________________________
являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________
(нужное подчеркнуть)

ФИО ребёнка, класс, дата рождения

_____________________________________________________________________________
прошу организовать для моего ребёнка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
«___» ________________20___ г.

/__________________/__________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №3
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
‒ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
‒ образовательная программа (полное наименование);
‒ особенности организации образования:
1. в классе;
2. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
‒ факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя
начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную
деятельность обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому,
повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
‒ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок ‒ родственные отношения и
количество детей/взрослых);
‒ трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы;
2. Особенности, влияющие на результативность обучения:
- мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная,
нестабильная);
- сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически
не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без
изменений, снижается);
- эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа,
контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется);
- истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр.,
умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).

4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции,
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на
них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к
кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к учителю-логопеду.
Приложение к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей,
результаты контрольных работ и другое).
«___» ________________20___ г.

/________________/__________________________

Учитель-логопед, принявший обращение: _________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать ФИО)

Результат обращения: __________________________________________________________
«___» ________________20___ г.

/________________/__________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».