1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет и регламентирует деятельность МАОУ СОШ №16, в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении ими основных образовательных программ, в том числе адаптированных. 1.2. Задачами по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 1.3. Настоящий положение разработано в соответствии с: - Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 24.04.2020 г.); - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-Ф3 (ред. 02.08.2019 г.); - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (ред. 31.05.2011 г.); - Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. 31.12.15 г.); - Приказ Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. 01.02.2012 г.); - Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. 07.06.17 г.); - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. 22.05.2019 г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.06.2020 № 16 Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598- 20 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»; - Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020 г. № Р-75; - Примерное Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОО, утвержденное Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019; - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.06.2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования, учащихся на дому»; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Письмо Министерства просвещения РФ «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» № ТС-551/07 от 20.02.2019; - Рекомендации Министерства просвещения РФ «О специальных условиях для детей с нарушениями чтения и письма» № ТС-421/07 от 08.02.2019; - Методические рекомендации по организации ГИА по образовательным программам ООО в форме ОГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году; - Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (ред. от 13.05.2019 г.); - Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»; - Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 (далее - школа); - Основная образовательная программа начального общего образования школы; - Основная образовательная программа основного общего образования школы; - Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №16. Настоящее Положение обязательно для исполнения учителем-логопедом МАОУ СОШ №16. 2. Порядок оказания логопедической помощи 2.1. При оказании логопедической помощи учителем-логопедом следующая документация: 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. ведётся 3. Расписание занятий учителя-логопеда. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий. 6. Отчётная документация по результатам логопедической работы. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трёх лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.2. Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основании заключения ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из расчёта на 1 штатную единицу учителя-логопеда 6-12 указанных обучающихся. 2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения №1 и №2 к Положению). 2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося (приложение №3 к Положению), демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения Учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3 Положения. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы школы. 2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.9. Логопедические занятия должны проводиться в специально выделенном помещении – кабинет учителя-логопеда, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям (Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2018 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (ред. 22.05.2019 г.)), правилам безопасности и оборудованного для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций с родителями. 2.10. Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителялогопеда устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов, в которые включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися (не менее 18 часов), а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная и иная (не более 2 часов). 2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных. представителей), педагогических и руководящих работников; - информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего и основного общего образования 4.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего и основного общего образования, определяются с учетом локальных нормативных актов школы. 4.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения. 4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного – двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ. 4.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 классах – групповое занятие – 35-40 мин, индивидуальное – 20-35 мин; во 2-9 классах – групповое занятие – 40 мин, индивидуальное – 20-40 мин. 4.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6-8 человек. Приложение №1 Образец согласия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, _____________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________ являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________ (нужное подчеркнуть) ФИО ребёнка, класс, дата рождения _____________________________________________________________________________ выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребёнка. «___» ________________20___ г. /__________________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №2 Образец заявления Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ______________________________ Фамилия, инициалы родителя (законного представителя) Заявление Я, _____________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________ являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________ (нужное подчеркнуть) ФИО ребёнка, класс, дата рождения _____________________________________________________________________________ прошу организовать для моего ребёнка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. «___» ________________20___ г. /__________________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №3 Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, класс) Общие сведения: ‒ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; ‒ образовательная программа (полное наименование); ‒ особенности организации образования: 1. в классе; 2. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...; 3. на дому; 4. в медицинской организации; 5. в форме семейного образования; 6. сетевая форма реализации образовательных программ; 7. с применением дистанционных технологий. ‒ факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; ‒ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок ‒ родственные отношения и количество детей/взрослых); ‒ трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы; 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: - мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная); - сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается); - эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется); - истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). 5. Характеристики взросления: - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); - самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к учителю-логопеду. Приложение к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). «___» ________________20___ г. /________________/__________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: _________________________________________ _____________________________________________________________________________ (указать ФИО) Результат обращения: __________________________________________________________ «___» ________________20___ г. /________________/__________________________