1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет и регламентирует деятельность МАОУ СОШ №16, в части дефектологического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения познавательной сферы и трудности в освоении ими основных образовательных программ, в том числе адаптированных. 1.2. Задачами дефектологического сопровождения являются: - организация и проведение диагностики познавательного развития обучающихся; - организация проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с выявленными нарушениями познавательного развития; - взаимодействие с психолого-педагогическим консилиумом МАОУ СОШ №16; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам коррекционной работы с обучающимися. 1.3. Настоящий положение разработано в соответствии с: - Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 24.04.2020 г.); - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-Ф3 (ред. 02.08.2019 г.); - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (ред. 31.05.2011 г.); - Приказ Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. 01.02.2012 г.); - Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. 07.06.17 г.); - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. 10.06.2019 г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. 22.05.2019 г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.06.2020 № 16 Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598- 20 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»; - Примерное Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОО, утвержденное Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019; - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол № 4/15 от 22.12.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.06.2019 года № ТС-1391/07 «Об организации образования, учащихся на дому»; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в ред. протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Письмо Министерства просвещения РФ «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» № ТС-551/07 от 20.02.2019; - Рекомендации Министерства просвещения РФ «О специальных условиях для детей с нарушениями чтения и письма» № ТС-421/07 от 08.02.2019; - Методические рекомендации по организации ГИА по образовательным программам ООО в форме ОГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году; - Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (ред. от 13.05.2019 г.); - Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»; - Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 (далее - школа); - Основная образовательная программа начального общего образования школы; - Основная образовательная программа основного общего образования школы; - Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ СОШ №16. Настоящее Положение обязательно для исполнения учителем-дефектологом МАОУ СОШ №16. 2. Порядок оказания дефектологического сопровождения 2.1. При оказании дефектологического сопровождения учителем-дефектологом ведётся следующая документация: 1. Программы и/или планы коррекционно-развивающей работы. 2. Годовой план работы учителя-дефектолога. 3. Расписание занятий учителя-дефектолога. 4. Индивидуальные карты познавательного развития обучающихся, получающих помощь учителя-дефектолога. 5. Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий. 6. Отчётная документация по результатам дефектологической работы. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трёх лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.2. Зачисление на занятия с учителем-дефектологом осуществляется на основании заключения ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из расчёта на 1 штатную единицу учителя-дефектолога 6-12 указанных обучающихся. 2.3. Дефектологическое сопровождение осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения №1 и №2 к Положению). 2.4. Диагностика познавательного развития осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении дефектологического сопровождения, формируется на основании рекомендаций ПМПК. Зачисление обучающихся занятия может производиться в течение всего учебного года. 2.6. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемдефектологом с учетом рекомендаций ПМПК и ППк. 2.7. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы школы. 2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемдефектологом на основании рекомендаций ПМПК и ППк. 2.9. Коррекционно-развивающие занятия должны проводиться в специально выделенном помещении – кабинет учителя-дефектолога, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям (Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2018 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (ред. 22.05.2019 г.)), правилам безопасности и оборудованного для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, консультаций с родителями. 2.10. Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы учителядефектолога устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и составляет 20 нормируемых часов, в которые включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися (не менее 18 часов), а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная и иная (не более 2 часов). 2.11. Консультативная деятельность учителя-дефектолога заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления нарушений познавательного развития обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных. представителей), педагогических и руководящих работников; - информационных стендов. 3. Дефектологическое сопровождение при освоении образовательных программ начального общего и основного общего образования 4.1. Содержание и формы деятельности учителя-дефектолога по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего и основного общего образования, определяются с учетом локальных нормативных актов школы. 4.2. Учащиеся могут получать дефектологическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения. 4.3. Периодичность проведения коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее одного-двух занятий в неделю. 4.4. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 классах – групповое занятие – 35-40 мин, индивидуальное – 20-35 мин; во 2-9 классах – групповое занятие – 40 мин, индивидуальное – 20-40 мин. Приложение №1 Образец согласия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение диагностики обучающегося учителем-дефектологом Я, _____________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________ являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________ (нужное подчеркнуть) ФИО ребёнка, класс, дата рождения _____________________________________________________________________________ выражаю согласие на проведение диагностики моего ребёнка учителем-дефектологом. «___» ________________20___ г. /__________________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №2 Образец заявления Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ______________________________ Фамилия, инициалы родителя (законного представителя) Заявление Я, _____________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _____________________________________________________________________________ являюсь родителем (законным представителем) ____________________________________ (нужное подчеркнуть) ФИО ребёнка, класс, дата рождения _____________________________________________________________________________ прошу организовать для моего ребёнка занятия с учителем-дефектологом в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. «___» ________________20___ г. /__________________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи)