1 Пояснительная записка Программа курса «Мой Пермский край» предназначена для обучающихся 5-9 класса. Нормативное основание для формирования программы по внеурочной деятельности: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766); 8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»; 9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; 10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.). 11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования; 12. Устав МАОУ СОШ № 16; 13. Положение об организации внеурочной деятельности школы. Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курсанаправлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие. 2 Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам. Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ, развивающих творческие способности. Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований. В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы на осень и весну. Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей. Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в ходе исследовательской деятельности учащихся. Задачи программы: 1. Образовательные - расширить и углубить знания учащихся о природе родного края:знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края; - овладение начальными навыками исследовательской работы; - развитие представлений о природе как о единой целостной системе. 2.Воспитательные: - развитие гражданских качеств, любви к природе родного края; - воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты; - воспитание инициативы, ответственности; - расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми; 3. Развивающие: - развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; - стимулирование стремления учащихся знать, как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению. - формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь. - формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; Условия реализации программы 1. Классные помещения 2. Наличие технических средств 3. Прикладной материал 4. Методическая литература 5. Возможность проведения занятий на природе. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа. 2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями. Место курса Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю) Сроки реализации: 1 год 3 Возраст детей: 10 – 16 лет Межпредметные связи • с уроками биологии: знания о живых организмах; • с уроками с географии: работа с картами; • с уроками русского: работа с текстами изучаемых произведений, написание сочинений, сказок, загадок; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ; • с уроками математики: статистическая обработка данных исследований; • с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций. Планируемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выво- Сформировать действия рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать свою деятельность; моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; ды; вступать в коммуникацию (взаимодейство структурировать материал; вать при решении задачи, отстаивать свою позицию, готовить тексты собственных принимать или аргументировано отклонять точки докладов; объяснять, доказывать и защи- зрения других). щать свои идеи. Личностные и метапредметныерезультаты результаты формируемые умения Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане •осуществлять итоговый и пошаговый кон- средства формирования организация на занятии парно-групповой работы •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную 4 троль по результату; познавательные коммуникативные инициативу в учебном сотрудничестве умения учиться: навыки решения творче- осуществлять расшиских задач и навыки поиска, анализа и ин- ренный поиск информации с терпретации информации. использованием ресурсов добывать необходимые знания и с их по- библиотек и Интернета мощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Учиться выполнять различные роли в учитывать разные мнения группе (лидера, исполнителя, критика). и интересы и обосновывать умение координировать свои усилия с собственную позицию; усилиями других. понимать относитель• формулировать собственное мнение и ность мнений и подходов к позицию; решению проблемы; • договариваться и приходить к общему аргументировать свою решению в совместной деятельности, в том позицию и координировать числе в ситуации столкновения интересов; ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выра задавать вопросы; •допускать возможность существования у ботке общего решения в людей различных точек зрения, в том числе совместной деятельности; не совпадающих с его собственной, и ори- продуктивно разрешать ентироваться на позицию партнера в обще- конфликты на основе учета нии и взаимодействии; интересов и позиций всех его учитывать разные мнения и стремиться участников; к координации различных позиций в со- с учетом целей коммунитрудничестве кации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы - знать видовое разнообразие растений своей малой родины; - знать редкие растения и меры их охраны; - знать экологические особенности растений разных мест обитания; - иметь представление о практическом использовании растений; - осознавать эстетическую роль растений и иметь потребность в озеленении населенных пунктов; – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; 5 – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников листовка; аншлаг; альбом; газета; плакат; серия иллюстраций; мультимедиа презентация; справочник; стенгазета; сценарий праздника; фотоальбом; проект. Содержание программы Тема 1.«Введение» 1 ч. Цель: мотивация, определение целей и задач, знакомство с программой курса. Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Природные особенности Пермского края. Экскурсия 1. В горах. Что растёт в горах? Кто живёт в горах? 3 часа Цель: расширение знаний о растениях, животныхПермского края, знакомство учащихся с особенностями их произрастания, практической значимостью, мерами охраны редких и исчезающих видов. Занятия в основном строятся по плану: - чтение и обсуждение статьи в книге; работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации в сети Интернет; - работа с картой - выяснение места произрастания данного растения, животного; - отличительные особенности данного растения, животных; - полезные свойства растения и животных; - выполнение практических заданий (рисование, раскрашивание, решение задач, кроссвордов, cоставление рекламы и т.д.); - исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»; - чтение произведений о растениях, животных. Растения редкие, требующие охраны, лекарственные растения, животные, цветы у дома. Это надо знать: Жизненные формы растений, животных; Заповедники на территории Пермского края; Экологические группы растений; Удивительные факты о растениях, животных;Фотосинтез.Грибы-друзья и враги. Экскурсия 2:На болоте 3 часа. Экскурсия 3: В сосновом лесу 3 часа. Экскурсия 4: В темнохвойном лесу3 часа. Экскурсия 5: В лиственном лесу3 часа. Экскурсия 6: На вырубках3 часа. Экскурсия 7: На лугу3 часа. Экскурсия 8: В лесостепи3 часа. 6 Экскурсия 9: На реках и озерах 3 часа. Экскурсия 10:В городах и селе 3 часа. Тема 11: Как вести себя на экскурсии в природе? 1 час. Тема 12: Перечень объектов животного и растительного мира, занесённых в красную книгу. 1 час. Тема 13: Растения – символы муниципальных образований Пермского края. 1 час. Подведем итоги. 1 час. Цель: рефлексия достижений, подведение итогов. Практика: выполнение практических тестовых и творческих заданий. Методы и формы: игра на местности, тестовый контроль знаний, выставка творческих работ, презентация полученных знаний умений и навыков, защита исследовательских проектов, итоговая краеведческая игра. 7 Календарно- тематическое планирование № уро ка пла н/ф акт Тема урока 1 2 Ко лво часов Тип занятия 3 4 Введение в курс. 1 Знакомство с целями и задачами курса. Вводная эвристическая беседа Планируемые результаты Учебные действия Оборудование, ЭОР Домашнее задание При мечания 9 Предметные Метапредметные Личностные 5.1 5.2 5.3 6 7 8 формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; Развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. Участие в диалоге; формулирование учебных задач; ПК, исследовательские проекты учащихся школы разных лет; Презентация «Наши достижения» Завести тетрадь, блокнот для работы на занятиях Цели и задачи курса, значение исследования, работы с различными источниками в получении знаний. Введение 1час Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П:навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К:участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. 30 часов Цель: Познакомить с растениями, животными (в том числе и редкими, исчезающими) Пермского края, произрастающими в Пермском крае; особенностями их биологии и экологии, практической значимости, мерами охраны. В горах. 3 Открытия Редкие рас- Р: умение определять готовность и спо- Участие в Красная Зарисовать новых знатения, жицели деятельности. К: собность к образо- диалоге, книга в тетради ний вотные готовность слушать со- ванию; формулироПермского беседника и вести диавание и рекрая лог шение учебных задач; 3 Открытия БолотоР: учитывать выделен- осознавать себя Чтение сти- ФотоапЗарисовать На болоте. новых знаопасное пу- ные учителем ориентиры ценной частью хов, рисова- параты, в тетради 8 ний тешествие. действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; В сосновом лесу. 3 Оформление страницы в тетради Редкие растения, животныеПермского края В темнохвойном лесу. 3 Изготовление памятки «Грибыдрузья и враги» Съедобные и ядовитые виды грибов Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: выстраивать логическую цепь рассуждений В лиственном лесу. 3 Экскурсия (по погоде) Девственные леса. Биоценоз дубравы. К: Учиться выполнять различные роли в группе, умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в сов- большого разнооб- ние с нату- альбомы разного мира при- ры для рисороды и общества; вания, осознавать себя краски, гражданином Роскарандасии; ши, планшеты формирование эсте- осуществМуляжи тических потребно- лять расши- съедобстей, ценностей и ренный по- ных и чувств; иск ин- ядовитых формации с грибов, использоатласы ванием ре- грибов, сурсов биб- интернетлиотеки и ресурсы Интернета. Рисование растения развитие познава- ИзготовлеМуляжи тельных навыков ние памятки съедобучащихся, умений «Грибыных и самостоятельно кон- друзья и ядовитых струировать свои враги» грибов, знания, ориентироатласы ваться в информацигрибов, онном пространстве, интернетразвитие критичересурсы ского мышления. формулировать и НаблюдеФотоапсоблюдать самому ние, запись параты, простые правила по- данных, бе- блокноты, ведения в природе; седа, фото- определиграфители расрование. тений Провести опрос родных и знакомых о многообразии грибов Закончить оформление памятки Оформить отчет об экскурсии. 9 местной дея-тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; На вырубках 3 Занятие в природе Интродуцированные виды растений. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. На лугу. 3 Экскурсия. Жизненные формы растений. В лесостепи. 3 Групповой проект «Заказники Пермского края». Особо охраняемые природные территории, статус, виды, значение На реках и озерах. 3 Индивидуального творчества. Редкие растения Пермского края П: умения учиться: навыки поиска, анализа и интерпретации информации. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. основам смыслового формулировать и соблюдать самому простые правила поведения в природе; Наблюдение, запись дан-ных, беседа, фотографирование, зарисовки с натуры. Фотоаппараты, блокноты, определители растений, альбомы для рисования формулировать и НаблюдеФотоапсоблюдать самому ние, запись параты, простые правила по- данных, бе- блокноты, ведения в природе; седа, фото- определиграфители расрование. тений Закончить рисунок. Опросить знакомых об уникальных территориях нашего края формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину ЭвристичеПрезентаская беседа, ция усвоение новой информации, работа с картой Рисунок «Они просят защиты» искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордо- Знакомство Выставка с художе- рисунков ственными произведеними с изобр. цве- На фотографиях семейного архива найти фотографии с 10 В городе и селе. 3 Занятие в природе Что растет в городах и селах. Кто живет в городах и селах. Как вести себя на экскурсии? 1 Экскурсияисследование Экскурсия «Живая Красная Книга» 1 Экскурсияисследование Маршрутный метод, метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений. Маршрутный метод, метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений. чтения художественных сти за красоту род- тов. Рисоваи познавательных тек- ной природы, свою ние и предстов; малую Родину ставление рисунков, оценка по критериям К: формулировать соб- формирование эсте- Восприятие ственное мнение и пози- тических потребно- информации цию; задавать вопросы; стей, ценностей и по результаучитывать разные мне- чувств;испытывать там индивиния и стремиться к ко- чувство гордости и дуального ординации различных ответственности за поекта, сопозиций в сотрудниче- красоту родной ставление стве краткой заприроды писи Р:учитывать выделенные искать свою пози- Наблюдеучителем ориентиры цию в многообразии ние, фиксадействия в новом учеб- эстетических и куль- ция данных, ном материале в сотруд- турных предпочте- исследованичестве с учителем; П: ний; испытывать ние Анализировать, сравни- чувство гордости за вать, группировать раз- красоту родной приличные объекты, факты роды, свою малую Родину; Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину; Наблюдение, фиксация данных, исследование растениями и животными. Книга Мой Пермский край Зарисовать рисунок. Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты. Привести в порядок записи полевых дневников Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты. Привести в порядок записи полевых дневников 11 Я- исследователь. 1 Практикум Подведение итогов 1 Конференция. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. года. Летние задания. Методы ботанических исследований. Методы летних полевых исследований. Правила представления результатов исследования П: ознакомление с но- Развитие умений выми способами полу- проведения полевых чения информации. исследований, анализа результатов Р:планироватьсвое готовность слудействие в соответ- шать собеседника и ствии с поставленной вести диалог; излазадачей и условиями ее гать свое мнение и реализации П: выстраи- аргументировать вать логическую цепь свою точку зрения рассуждений. Р:в ходе и оценку событий; представления проекта искать свою позиучиться давать оценку цию в многообраего результатов; зии эстетических и К:оформлять свои культурных предмысли в устной и почтений письменной речи Фиксация результатов исследования Защита индивидуального проекта, оценка проекта одноклассника. Оценка своего труда, планирование исследовательской деятельности на лето блокноты, мерные ленты Обработать данные. ПрезентаЛетние зация «Лет- дания. ние задания». Творческие работы и исследовательские проекты Всего 34 часа 12