1
Пояснительная записка
Программа курса «Мой Пермский край» предназначена для обучающихся 5-9 класса.
Нормативное основание для формирования программы по внеурочной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
189 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями
приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
Для человека понятие Родины чаще всего связано с тем местом, где он родился и рос.
Программа курсанаправлена на углубление знаний о природе родного края, о взаимосвязях и
взаимообусловленности явлений в природе и обществе, знакомство с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учебного материала и оказывает большое воспитывающее воздействие.
2
Общаясь с природой, учащиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Основной особенностью программыявляется то, что изучение эколого-краеведческого
материала осуществляется в процессе ознакомленияи отработки навыков исследовательской,
проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ, развивающих
творческие способности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей - в ней запланированы занятия в природе, у учащихся есть возможность выбора форм и направлений исследований.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические занятия, полевые исследования, экскурсии в основном запланированы
на осень и весну.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития у учащихся любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей детей.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение природы родного края в
ходе исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
1. Образовательные
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края:знакомство с флорой, культурными и дикорастущими растениями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за природные объекты;
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать, как можно больше о природе родного края, повышение интереса к краеведению.
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы
исследования; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
- формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Условия реализации программы
1.
Классные помещения
2.
Наличие технических средств
3.
Прикладной материал
4.
Методическая литература
5.
Возможность проведения занятий на природе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа.
2) практические: экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, музее, работа с документами,
СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Место курса
Объём учебного времени 34 часа в год. (1 час в неделю)
Сроки реализации: 1 год
3
Возраст детей: 10 – 16 лет
Межпредметные связи
•
с уроками биологии: знания о живых организмах;
•
с уроками с географии: работа с картами;
•
с уроками русского: работа с текстами изучаемых произведений, написание сочинений,
сказок, загадок;
•
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
•
с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
•
с уроками математики: статистическая обработка данных исследований;
•
с уроками технологии: применение трудовых и технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Планируемые результаты реализации программы
и критерии их оценки:
Должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выво-
Сформировать действия
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать свою деятельность;
моделировать (представлять способ действия
в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
проявлять инициативу при поиске способа
решения
задачи;
ды;
вступать в коммуникацию (взаимодейство
структурировать материал;
вать
при
решении задачи, отстаивать свою позицию,
готовить тексты собственных
принимать или аргументировано отклонять точки
докладов;
объяснять, доказывать и защи- зрения других).
щать свои идеи.
Личностные и метапредметныерезультаты
результаты
формируемые умения
Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
•осуществлять итоговый и пошаговый кон-
средства формирования
организация на занятии парно-групповой работы
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную
4
троль по результату;
познавательные
коммуникативные
инициативу в учебном сотрудничестве
умения учиться: навыки решения творче-
осуществлять расшиских задач и навыки поиска, анализа и ин- ренный поиск информации с
терпретации информации.
использованием
ресурсов
добывать необходимые знания и с их по- библиотек и Интернета
мощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Учиться выполнять различные роли в учитывать разные мнения
группе (лидера, исполнителя, критика).
и интересы и обосновывать
умение координировать свои усилия с собственную позицию;
усилиями других.
понимать
относитель• формулировать собственное мнение и ность мнений и подходов к
позицию;
решению проблемы;
• договариваться и приходить к общему аргументировать
свою
решению в совместной деятельности, в том позицию и координировать
числе в ситуации столкновения интересов;
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выра задавать вопросы;
•допускать возможность существования у ботке общего решения в
людей различных точек зрения, в том числе совместной деятельности;
не совпадающих с его собственной, и ори- продуктивно разрешать
ентироваться на позицию партнера в обще- конфликты на основе учета
нии и взаимодействии;
интересов и позиций всех его
учитывать разные мнения и стремиться участников;
к координации различных позиций в со- с учетом целей коммунитрудничестве
кации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы
- знать видовое разнообразие растений своей малой родины;
- знать редкие растения и меры их охраны;
- знать экологические особенности растений разных мест обитания;
- иметь представление о практическом использовании растений;
- осознавать эстетическую роль растений и иметь потребность в озеленении населенных
пунктов;
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
5
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную
точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников
листовка;
аншлаг;
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
мультимедиа презентация;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
проект.
Содержание программы
Тема 1.«Введение» 1 ч.
Цель: мотивация, определение целей и задач, знакомство с программой курса.
Введение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Природные
особенности Пермского края.
Экскурсия 1. В горах. Что растёт в горах? Кто живёт в горах? 3 часа
Цель: расширение знаний о растениях, животныхПермского края, знакомство учащихся с особенностями их произрастания, практической значимостью, мерами охраны редких и исчезающих видов.
Занятия в основном строятся по плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге; работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой - выяснение места произрастания данного растения, животного;
- отличительные особенности данного растения, животных;
- полезные свойства растения и животных;
- выполнение практических заданий (рисование, раскрашивание, решение задач, кроссвордов,
cоставление рекламы и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях, животных.
Растения редкие, требующие охраны, лекарственные растения, животные, цветы у дома.
Это надо знать: Жизненные формы растений, животных; Заповедники на территории Пермского края; Экологические группы растений; Удивительные факты о растениях, животных;Фотосинтез.Грибы-друзья и враги.
Экскурсия 2:На болоте 3 часа.
Экскурсия 3: В сосновом лесу 3 часа.
Экскурсия 4: В темнохвойном лесу3 часа.
Экскурсия 5: В лиственном лесу3 часа.
Экскурсия 6: На вырубках3 часа.
Экскурсия 7: На лугу3 часа.
Экскурсия 8: В лесостепи3 часа.
6
Экскурсия 9: На реках и озерах 3 часа.
Экскурсия 10:В городах и селе 3 часа.
Тема 11: Как вести себя на экскурсии в природе? 1 час.
Тема 12: Перечень объектов животного и растительного мира, занесённых в красную книгу. 1
час.
Тема 13: Растения – символы муниципальных образований Пермского края. 1 час.
Подведем итоги. 1 час.
Цель: рефлексия достижений, подведение итогов.
Практика: выполнение практических тестовых и творческих заданий.
Методы и формы: игра на местности, тестовый контроль знаний, выставка творческих
работ, презентация полученных знаний умений и навыков, защита исследовательских проектов, итоговая краеведческая игра.
7
Календарно- тематическое планирование
№
уро
ка
пла
н/ф
акт
Тема урока
1
2
Ко
лво
часов
Тип занятия
3
4
Введение в курс. 1
Знакомство с целями и задачами курса.
Вводная
эвристическая беседа
Планируемые результаты
Учебные
действия
Оборудование,
ЭОР
Домашнее
задание
При
мечания
9
Предметные
Метапредметные
Личностные
5.1
5.2
5.3
6
7
8
формирование мотивации к обучению,
самоорганизации и
саморазвитию;
Развитие
познавательных интересов
учащихся, развитие
критического
и
творческого мышления.
Участие в
диалоге;
формулирование учебных задач;
ПК,
исследовательские
проекты
учащихся
школы
разных
лет;
Презентация
«Наши
достижения»
Завести
тетрадь,
блокнот
для работы
на занятиях
Цели и задачи курса,
значение
исследования, работы
с различными источниками в получении
знаний.
Введение 1час
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
П:навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
К:участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других,
высказывать
свою точку зрения.
30 часов
Цель: Познакомить с растениями, животными (в том числе и редкими, исчезающими) Пермского края, произрастающими в Пермском крае; особенностями их биологии и экологии, практической значимости, мерами охраны.
В горах.
3
Открытия
Редкие рас- Р: умение определять готовность и спо- Участие в Красная
Зарисовать
новых знатения, жицели деятельности. К: собность к образо- диалоге,
книга
в тетради
ний
вотные
готовность слушать со- ванию;
формулироПермского
беседника и вести диавание и рекрая
лог
шение
учебных
задач;
3
Открытия
БолотоР: учитывать выделен- осознавать
себя Чтение сти- ФотоапЗарисовать
На болоте.
новых знаопасное пу- ные учителем ориентиры ценной
частью хов, рисова- параты,
в тетради
8
ний
тешествие.
действия;
планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.
П:
умения
учиться:
навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации,
осуществлять
анализ
объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
В сосновом лесу.
3
Оформление страницы в тетради
Редкие растения, животныеПермского
края
В темнохвойном
лесу.
3
Изготовление памятки «Грибыдрузья и
враги»
Съедобные
и ядовитые
виды грибов
Р:планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
П: выстраивать логическую цепь рассуждений
В лиственном лесу.
3
Экскурсия
(по погоде)
Девственные леса.
Биоценоз
дубравы.
К: Учиться выполнять
различные роли в группе, умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к
общему решению в сов-
большого разнооб- ние с нату- альбомы
разного мира при- ры
для рисороды и общества;
вания,
осознавать
себя
краски,
гражданином Роскарандасии;
ши,
планшеты
формирование эсте- осуществМуляжи
тических потребно- лять расши- съедобстей, ценностей и ренный по- ных
и
чувств;
иск
ин- ядовитых
формации с грибов,
использоатласы
ванием ре- грибов,
сурсов биб- интернетлиотеки и ресурсы
Интернета.
Рисование
растения
развитие
познава- ИзготовлеМуляжи
тельных
навыков ние памятки съедобучащихся,
умений «Грибыных
и
самостоятельно кон- друзья
и ядовитых
струировать
свои враги»
грибов,
знания, ориентироатласы
ваться в информацигрибов,
онном пространстве,
интернетразвитие
критичересурсы
ского мышления.
формулировать
и НаблюдеФотоапсоблюдать самому ние, запись параты,
простые правила по- данных, бе- блокноты,
ведения в природе;
седа, фото- определиграфители расрование.
тений
Провести
опрос родных и знакомых
о
многообразии грибов
Закончить
оформление памятки
Оформить
отчет
об
экскурсии.
9
местной дея-тельности, в
том числе в ситуации
столкновения интересов;
На вырубках
3
Занятие в
природе
Интродуцированные
виды растений.
П: осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
К: задавать вопросы;
допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения.
На лугу.
3
Экскурсия.
Жизненные
формы растений.
В лесостепи.
3
Групповой
проект «Заказники
Пермского
края».
Особо
охраняемые природные
территории, статус,
виды, значение
На реках и озерах.
3
Индивидуального
творчества.
Редкие растения Пермского края
П:
умения
учиться:
навыки поиска, анализа
и интерпретации информации.
осуществлять
анализ
объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
Р: планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
осуществлять итоговый
и пошаговый контроль
по результату;
П:
умения
учиться:
навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
основам
смыслового
формулировать
и
соблюдать самому
простые правила поведения в природе;
Наблюдение, запись
дан-ных,
беседа, фотографирование,
зарисовки с
натуры.
Фотоаппараты,
блокноты,
определители растений,
альбомы
для рисования
формулировать
и НаблюдеФотоапсоблюдать самому ние, запись параты,
простые правила по- данных, бе- блокноты,
ведения в природе;
седа, фото- определиграфители расрование.
тений
Закончить
рисунок.
Опросить
знакомых
об
уникальных
территориях нашего
края
формирование основ
российской
гражданской идентичности, чувства
гордости за свою
Родину
ЭвристичеПрезентаская беседа, ция
усвоение
новой
информации,
работа
с
картой
Рисунок
«Они просят защиты»
искать свою позицию в многообразии
эстетических и культурных
предпочтений; испытывать чувство гордо-
Знакомство Выставка
с
художе- рисунков
ственными
произведеними
с
изобр. цве-
На
фотографиях
семейного
архива
найти фотографии с
10
В городе и селе.
3
Занятие в
природе
Что растет в
городах и
селах. Кто
живет в городах и селах.
Как вести себя на
экскурсии?
1
Экскурсияисследование
Экскурсия «Живая
Красная Книга»
1
Экскурсияисследование
Маршрутный метод,
метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений.
Маршрутный метод,
метод пробных площадок, наблюдение, фиксация данных. Систематика растений.
чтения художественных сти за красоту род- тов. Рисоваи познавательных тек- ной природы, свою ние и предстов;
малую Родину
ставление
рисунков,
оценка по
критериям
К: формулировать соб- формирование эсте- Восприятие
ственное мнение и пози- тических потребно- информации
цию; задавать вопросы; стей, ценностей и по результаучитывать разные мне- чувств;испытывать там индивиния и стремиться к ко- чувство гордости и дуального
ординации
различных ответственности за поекта, сопозиций в сотрудниче- красоту
родной ставление
стве
краткой заприроды
писи
Р:учитывать выделенные искать свою пози- Наблюдеучителем
ориентиры цию в многообразии ние, фиксадействия в новом учеб- эстетических и куль- ция данных,
ном материале в сотруд- турных предпочте- исследованичестве с учителем; П: ний;
испытывать ние
Анализировать, сравни- чувство гордости за
вать, группировать раз- красоту родной приличные объекты, факты
роды, свою малую
Родину;
Р:учитывать выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П:
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты
искать свою позицию в многообразии
эстетических и культурных предпочтений;
испытывать
чувство гордости за
красоту родной природы, свою малую
Родину;
Наблюдение, фиксация данных,
исследование
растениями
и
животными.
Книга
Мой
Пермский
край
Зарисовать
рисунок.
Определители
растений,
бланки,
планшеты, фотоаппараты.
Привести в
порядок
записи полевых
дневников
Определители
растений,
бланки,
планшеты, фотоаппараты.
Привести в
порядок
записи полевых
дневников
11
Я- исследователь.
1
Практикум
Подведение итогов 1
Конференция. Выставка
творческих
работ: рисунков, сочинений,
листовок.
года. Летние задания.
Методы ботанических
исследований.
Методы
летних полевых исследований. Правила представления
результатов исследования
П: ознакомление с но- Развитие
умений
выми способами полу- проведения полевых
чения информации.
исследований, анализа результатов
Р:планироватьсвое
готовность
слудействие в соответ- шать собеседника и
ствии с поставленной вести диалог; излазадачей и условиями ее гать свое мнение и
реализации П: выстраи- аргументировать
вать логическую цепь свою точку зрения
рассуждений. Р:в ходе и оценку событий;
представления проекта искать свою позиучиться давать оценку цию в многообраего
результатов; зии эстетических и
К:оформлять
свои культурных предмысли в устной и почтений
письменной речи
Фиксация
результатов
исследования
Защита индивидуального проекта, оценка
проекта одноклассника. Оценка
своего труда, планирование исследовательской
деятельности на лето
блокноты,
мерные
ленты
Обработать
данные.
ПрезентаЛетние зация «Лет- дания.
ние задания».
Творческие работы и исследовательские
проекты
Всего 34 часа
12