РП ВД ООО Я и общество

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Творческая биология»
предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 9 классов МАОУ СОШ
№ 16 и разработана в соответствии с ФГОС и нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 189
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
7. Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями приказ Минпросвещения РФ от 23.12.2020 № 766);
8. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09. 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации
предметной области ОДНКНР для основного общего образования»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № 08-96 от 19.01.2018 г. «Методические рекомендации для
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России (протокол 2/22 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 29.04.2022 г.).
11. Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
12. Устав МАОУ СОШ № 16;
13. Положение об организации внеурочной деятельности школы.
22 ноября 2002 года законодательным собранием Пермской области принят закон «Об
охране окружающей среды Пермской области». В статье 23 закона сказано о необходимости
преподавания основ экологических знаний в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта.
В настоящее время имеется учебное пособие «Растения Прикамья» авторов: Верещагиной
Н. А. и Колясниковой Н. Л. (Пермь, Книжный мир, 2001); рабочая тетрадь «Растения Прикамья»
авторов Колясниковой Н. Л. и Новоселовой Л. В. (Пермь, Книжный мир. 2001); «Растительный

мир Прикамья» автор Верещагина В. А. и др., Пермское книжное издательство, Пермь, 1988, но
программы к этим пособиям нет.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия 1 раз в неделю. Программа ориентирована на
учащихся 9-х классов.
Цель программы: ознакомление в вопросами экологии родного края, её ресурсов, а также
воспитание экологически грамотного поведения в природе и бережного отношения к её компонентам.
Задачи:

Сформировать у учащихся основные экологические понятия и
навыки

Обучить учащихся элементам научной и исследовательской
деятельности

Воспитывать грамотное и бережное отношение к природным
ресурсам.
Планируемый результат: реферативные и исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
















Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные
и предметные)
К личностным результатам внеурочной деятельности «Творческая биология» в основной школе
относятся:
мотивация образовательной деятельности школьников;
сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к экологии и биологии как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметной результатами внеурочной деятельности «Творческая биология» в основной
школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение
универсальными учебными действиями;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,
символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии
с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Предметные результаты
 знать краткую историю развития экологии, экологических законов, ООПТ,
 перечислять виды экологических загрязнений,
 понимать проблемы и предлагать способы предотвращения проблем




№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

объяснять причины
характеризовать
Тематическое планирование
Тема
Введение. История взаимоотношений человека и природы.
Экологические факторы и закономерности их действия. Законы Б.Коммонера.
Виртуальная экскурсия на биологический объект.
Особоохраниемые природные территории Пермского края: заповедники, заказники, национальные парки, резерваты, памятники природы.
Растения, используемые для озеленения города.
Типы почв. Нарушение почв в результате деятельности человека.
Человек в городе. Понятие «городская среда». Общая характеристика городских систем. Положительные и отрицательные
аспекты жизни в городе.
Создание виртуальной экскурсии в городской парк.
Ландшафт как фактор здоровья. Выявление благоприятных и
неблагоприятных мест.
Шумовое загрязнение и его последствия для здоровья человека
и растений.
Экология автомобильного транспорта.
Радиологическое загрязнение и здоровье человека.
Проблема отходов в городе
Проблема водосбережения.
Проблема энергосбережения.
Экологический мониторинг. Провалы в Березниках.
Конкурс «Работаем планировщиками. Березники будущего».
Итого:

часы теория практика
2
2
2
2
2
2

2

2

2
2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

2
2
2
2
2
2
2
34

2
2
2
2
2
2

2

28

2
6

Литература для учителя
1.Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. Естествознание с основами экологии:
Практические работы и их проведение. – М.: Просвещение, 2005.
2.Бабенко В.Г., Зайцева Е, Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам –
экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
3.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассой работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
4.Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений
и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии». – М.: Дрофа, 2001.
5.Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006.
6.Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа,
2002.
7.Пономарёва И.Н. Экология. – М.: Вентана - Графф, 2001.
8.Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. – М.: Изд –
во НЦ ЭНАС, 2002.
9.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1988.

Литература для обучающихся
1.Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О. Экология животных: Пособие для
учащихся. – М.: Вентана – Граф, 2002.
2.Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся/ Под. Редакцией Н.М.
Черновой. – М.: Вентана – Граф, 2001.
3.Жигарев И.А.Рабочая тетрадь к «Основам экологии». – М.: Просвещение, 1997.
4. Семенова Н.А. Здоровье здорового человека. Практическая экология XXI века. Издательство:
Диля Год: 2008.
5.Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,
1999.
6. Экология Пермской области на рубеже 21 века.- Пермь: Книжный мир, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».