Приложение № 4
к адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
для детей ОВЗ ТНР (вариант 5.1)
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 16
№ 362 от «02» сентября2025г.
Директор _______А.А. Лопарева
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
г. Березники Пермского края
5-9 классы
ОВЗ ТНР (вариант 5.1)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР (вариант 5.1.))
муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 16 является нормативным документом, устанавливающим на основе Закона об
образовании распределение содержания образовательной программы по учебным курсам, по
дисциплинам и по годам обучения, и определяет общие цели образования, перечень учебных
предметов, состав блоков учебного плана, предельно допустимые объемы учебной нагрузки.
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)соответствует обязательным
требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в то числе требованиям о включении во внеурочную
деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Учебный план на 2025-2026 учебный год сформирован в соответствии с нормативными
документами, с учетом основной образовательной программы основного общего образования,
обеспечивающий достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных
программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (с изменениями от 01.02.2024 №62,
от 01.02.2024 №67, от 19.03.2024 №171);
Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по
организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. году». (вместе с «Методическими
рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных
программ»)
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических
рекомендаций» («Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ООО»)
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от т
28.09.2020 № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасностии (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №704 от 09.10.2024г. «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №467 от 18.06.2025г. «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 26.05.2025 г. № 495 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499«Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических
рекомендаций» («Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ООО»);
Устав МАОУ СОШ № 16;
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №16,
программа воспитания.
Учебныйплан:
- фиксируетмаксимальныйобъемучебнойнагрузкиобучающихсясТНР;
- определяет(регламентирует)переченьучебныхпредметов,курсовивремя,отводимоенаихосвоени
е и организацию;
- распределяетучебныепредметы,курсы,модулипоклассамиучебнымгодам.
Для обучающегося с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как на
весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный
план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками
образовательных отношений);
- проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при
необходимости,дополнительныхкоррекционноразвивающихзанятийвсоответствиис«Индивидуал
ьным планом коррекционно-развивающей работы» за счет часов внеурочной деятельности в
объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики
возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей
в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в
обучении.
В школе установлен следующий режим работы:
Учебный год начинается 1 сентября 2025 года, если это число приходится на выходной день, то
в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день.
Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 5-9 -х классах –34 недели.
Продолжительность учебной недели для 5-9-х классах - 5-ть дней.
Начало уроков в 8.00.
Продолжительность одного урока в 5-9 -х классах – 40 минут.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели
соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
-для учащихся 5-6 -х классов – не более 6 уроков;
-для учащихся 7-9 классов – не более 7 уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
5-ти дневная учебная неделя
Максимальная нагрузка, часов
29
30
32
33
33
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Перемены между уроками установлены в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20.
Обучение осуществляется в 1 смену.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение,
не превышающие (в астрономических часах) в 5-х классах – 2 часа, в 6-8-х классах – 2,5 часа, 9-х
классах – до 3,5 часов.
Учебный план АООП ООО (ТНР 5-9 кл.) включает следующие компоненты: обязательная
часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательного процесса (приложение
1). При разработке учебного плана учитывалось мнение родителей, контингент учащихся,
потенциальные возможности педагогического коллектива и школы.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся с
ТНР, их родителей (законных представителей), образовательной организации(протокол
родительского собрания № 1 от 25.08.2025г.).
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык (английский язык)», «Математика», «Информатика», «История»,
«Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Изобразительное искусство»,
«Музыка», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Труд (технология)»,
«Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины».
При проведении учебных занятий по предметам иностранный язык в 5-9-х классах; технология
в 5-9-х классах; а также информатика в 7-9-х классах осуществляется деление классов на группы.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы при проведении
занятий по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР). На ОДНКНР» отводится 1 час в неделю (34ч. в год) в 6-ом классе через рабочую
программу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика», в 5 - 6 классах из расчета 5 часов в неделю
(170 ч. в год), 7-9 классах «Алгебра»-3 часа в неделю (102 ч. в год), «Геометрия»-2 часа в неделю, (68
ч.в год) «Вероятность и статистика»-1 час в неделю (34ч. в год).
С 2025-2026 учебного года меняется формат изучения учебного предметов «История» и
«Обществознание» на уровне ООО. Учебный предмет «История» с 01.09.2025 включает в себя
учебные курсы «История России», «Всеобщая история» и «История нашего края», на которые
суммарно отводится по 3 часа в неделю в 6–7-х классах.
В 8х классах на учебный предмет «История» отводится по 2 часа в неделю. В соответствии с
ФОП ООО в 2025-2026 учебном году в 9-х классах в рамках учебного предмета «История»
реализуется учебный модуль «Введение в новейшую историю России» (приказ Минпросвещения от
18.05.2023 № 370). Модуль включен в программу, чтобы познакомить обучающихся с ключевыми
событиями новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории
XX - начала XXI в. в 10-11 классах.
Учебный предмет «Обществознание» в 6-7-х классах не изучается. В 2025-2026 учебном году
учебный предмет «Обществознание» изучают обучающиеся 8-9-х классов по 1 часу в неделю
Учебный план обеспечивает изучение учебного предмета «Труд (технология)» в объеме 2
часов в неделю (68 ч. год)- в 5-7-х классах и час в неделю (34 часа в год) - в 8-9 классах.
Предмет «Физическая культура» предусматривает изучение предмета «Физическая
культура» из расчета 2 часа в неделю (68ч. в год) – в 5-9 классах. Третий час учебного предмета
«Физическая культура» в 5 классах реализуется за счет формируемой части учебного плана, в 6-9 за
счет внеурочной деятельности.
Предметы «Родной язык» и «Родная литература» в 5-9-х классах не включены в учебный
план как отдельные предметы, т.к. обучение ведется на русском языке и данный язык является
государственным языком Российской Федерации. Заявлений от родителей не поступало.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса:
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
Учебный курс «Наглядная геометрия»
1 час в 5-6-х классах, с целью развития пространственного мышления как вида умственной
деятельности и способа её развития в процессе обучения, формирование умения решать учебные и
практические задачи средствами геометрии, проводить простейшие построения, способы измерения
воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в
повседневной жизни.
Учебный курс «Волейбол»
1 час в 5 классах, с целью формирования разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдых.
Учебный курс«Компьютерная графика»
1 час в 8-х классах, с целью выработки навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в
учебной деятельности, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов,
совершенствования знаний современных технологий.
Учебный курс«Живое слово»:
1 час в 8-х классах выделяется на решение проблемы повышения орфографической и
пунктуационной грамотности и организации орфографического тренинга.
Порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся определяется локальными
нормативными актами «О проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении
текущего контроля их успеваемости» и «О переводе, отчислении и восстановлении учащихся»,
принятым в порядке, установленным Уставом. Промежуточная аттестация проводится в 5-9-х
классах в конце учебного года без прекращения учебного процесса. Формы проведения
промежуточной аттестации для каждого класса и для каждого предмета устанавливает
Педагогический совет школы. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля, контрольная работа,
тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы. Для
обучающихся с ОВЗ, а также по индивидуальному учебному плану на дому, и (или) выезжающие на
Российские и международные учебно-тренировочные сборы, олимпиады, спортивные соревнования
и иные подобные мероприятия, формой промежуточной аттестации может быть итоговая оценка
выставленная как среднеарифметическая по результатам текущего контроля (четвертные оценки).
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация за год проводится в 5-9 классах проводится с 27 апреля по 15 мая по
всем предметам учебного плана и в следующих формах:
Предмет
Русский
язык
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Контрольная
работа/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Литератур
а
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Контрольная
работа/ВПР
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Итоговый
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Итоговый
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля/ВПР
Итоговый
Иностранн
ый язык
(английски
й)
Математик
а
(алгебра,
геометрия,
вероятност
ьи
статистика
)
Информат
ика
История
Итоговый
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
тест/ВПР
тест/ВПР
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Обществоз
нание
География
тест/ВПР
Итоговый тест
Итоговый
тест/ВПР
Физика
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Химия
Биология
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Итоговый
тест/ВПР
Музыка
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Изобразит
ельное
искусство
Труд
(Технолог
ия)
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
ОБЗР
Физическа
я культура
ОДНКНР
Учебные
курсы
формируе
мой части
(«Наглядн
ая
геометрия
»,
«волейбол
»,
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
Среднеарифмети
ческая оценка по
результатам
текущего
контроля
«компьюте
рная
графика»,
«живое
слово»,
«введение
в
Новейшую
историю»,
«раститель
ный мир
Прикамья»
)
Приложение 1
Учебный план
на 2025-2026 учебный год
обучающихся с ОВЗ/ТНР/ (вариант 5.1) в общеобразовательных классах
(основное общее образование)
5-ти дневная учебная неделя
Учебные предметы, курсы /классы
5 классы 6 классы
8 классы
Итого часов в
неделю
Итого часов в
год
(34 недели)
а
а
а
Обязательная часть
Русский язык
Литература
5
3
6
3
3
2
14
8
476
272
Иностранный язык (английский язык )
3
3
3
9
306
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
5
5
3
2
1
1
10
3
2
1
1
340
102
68
34
34
2
1
2
2
2
2
8
1
4
2
2
4
272
34
136
68
68
136
1
34
1
1
2
3
5
68
102
170
1
1
34
2
6
204
31
87
2958
2
68
1
34
1
1
1
1
34
34
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
3
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
Основы безопасности и защиты Родины
Адаптивная физическая культура
2
2
Итого
27
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
"Наглядная геометрия"
1
1
"Волейбол"
1
"Компьютерная графика"
"Живое слово"
Итого
2
1
2
5
170
29
30
33
92
3128
34
34
34
102
3128
986
1020
1122
3128
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)
Логопедические занятия
Психокорекционные занятия
русский язык
Педагогическая
математика
коррекция
английский язык
Итого
2
1
1
1
1
6
2
1
1
1
1
6
2
1
1
1
1
6
6
3
3
3
3
18
204
102
102
102
102
612